Доклад, зачитанный на Вселатвийском Староверском Соборе 20 июля 2015г.
« Проблемы духовного воспитания староверской молодежи в светских школах».
Досточтимые духовные отцы! Братия и сестры!
18 мая сего года, на совместном Предсоборном заседании Центрального Совета и Духовной Комиссии Древлеправославной Поморской Церкви Латвии, была высказана озабоченность по поводу духовного воспитания староверской молодежи и дано поручение подготовить к Вселатвийскому Собору Древлеправославной Поморской Церкви доклад на тему « Проблемы духовного воспитания староверской молодежи в светских школах».
14 июня в Екабпилсском Свято-Покровском храме прошла встреча духовных наставников, причетников, старообрядческих общественных деятелей и учителей. Темой обсуждения стали вопросы: как вернуть молодое поколение староверов в храм, как не растерять и передать богатейшую религиозно-нравственную традицию нашим детям и потомкам, какими силами и методами проводить обучение, как защитить молодежь от пагубного влияния пьянства и наркомании, увлечения сектанством и оккультизмом. Отчет о встрече и фотографии помещены на сайте Ковалевской староверской общины (www.oldbel-kovalevo.ucoz.ru). За месяц 65 прочтений, ни одного комментария или отзыва на личную почту.
Таким образом, данный доклад написан на основе материалов Предсоборного заседания, встречи в Екабпилсе, личного 22-летнего педагогического опыта работы и систематического отслеживания электронных СМИ.
Вопрос, который возник сразу же: отчего вдруг (!) возникла обеспокоенность духовным воспитанием староверской молодежи. Думаем, что ответ находится в политической плоскости нашего бытия и тесным образом связан с обсуждаемыми с 20 ноября 2014г. и принятыми 18 июня сего года Сеймом Латвии поправками к «Закону об образовании» (текст подписан президентом государства Андрисом Берзиньшем 2 июля 2015.)
Еще в марте 2014г. мы все узнали, что количество жителей Латвии стало меньше 2-х млн. – таким образом преодолен, образно выражаясь, психологический барьер, который негативно влияет на людей. Политические события, происходящие в мире, заставили обеспокоиться латвийское общество вопросами патриотизма, нравственного выбора и духовного состояния жителей страны.
Из аннотации к поправкам в «Законе об образовании». В апреле 2014 года по просьбе портала "Delfi" исследовательский центр SKDS провел опрос, который показал, что если бы возникла серьезная военная угроза, Латвию покинули бы 14% жителей Риги, 17% - Видземе, в Курземе - 18%, Земгале - 16%, Латгале - 31%. Если в самой молодой группе опрошенных респондентов 38% уверены, что останутся на родине, то среди более старшего поколения 70% респондентов, уверены, что не покинут страну. Результаты этого исследования показывают, что вопрос укрепления патриотизма особенно важен среди молодых людей.
В настоящий момент в « Законе об образовании» записано: «Статья 10. Образование и религия.
(1) Система образования обеспечивает свободу СОЗНАНИЯ. Учащиеся по желанию осваивают христианское религиозное обучение или этику или христианское религиозное обучение и этику одновременно.
(2) Взаимоотношения образовательных учреждений и религиозных организаций регулируются Законом о религиозных организациях.
10.1. Образование и нравственность.
Система образования обеспечивает нравственное воспитание учащихся, которое соответствует содержащимся и охраняемым ценностям Конституции Латвийской Республики, особенно таким, как брак и семья ". ( Информация взята с сайта www.saeima.lv)
Мы все отлично знаем 99-ю статью Конституции Латвии: « Каждый имеет право на свободу мысли, сознания и религиозных убеждений. Церковь отделена от государства». Однако, отрадно заметить, что и политики и общество все чаще обращаются к Храму. Так, в начале июня сразу два значимых мероприятия, связанные с нравственностью и духовным воспитанием прошли у нас в государстве. 8 июня (в понедельник) в зале заседаний Рижской думы прошёл дискуссионный форум «Брак, семья и ребёнок в современном кризисном обществе», организованный обществом «За жизнь народа» («Par tautas dzīvību») при поддержке Департамента благосостояния Рижской думы. В ходе мероприятия представители интеллигенции и духовенства обсуждали возможные варианты улучшения положения традиционной семьи - брачного союза мужчины и женщины, а 14 июня (в воскресенье) прошла упомянутая выше староверская встреча в Екабпилсе.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что староверы Латвии не остаются равнодушными к актуальным проблемам современности, судьба образования и воспитания молодежи нас также волнует, и мы также озабочены вопросом: как достичь положительного результата.
За последние 20 лет количество учащихся в общеобразовательных школах сократилось почти на 140 тысяч, самих школ стало на 270 меньше, тем не менее, в оставшихся учебных заведениях занятия проводятся по утвержденным Министерством образования программам и стандартам. Согласно « Закона об образовании», в школе может работать только человек с высшим педагогическим образованием, поэтому очень важна роль каждого учителя, а особенно учителей истории, географии, социальных знаний, этики, языков и литературы, классных руководителей, которые непосредственно связаны с формированием нравственности и духовного облика наших учеников. В последние годы преподаватели повышают качество своих знаний не только на курсах по предметам, но и на курсах по христианской этике и « гуманной педагогике», что отражается на проводимых классных часах, внеклассной деятельности.
Некоторые школы, по желанию родителей, практикуют проведение факультативов или «кружков духовности». Работают здесь в основном учителя, прошедшие курсы по христианской этике или «гуманной педагогике», но в отдельных случаях годными признаются курсы по « краткому катехизису» (у лютеран, католиков и православных). К сожалению, староверам в этой области похвалиться нечем – таких кратких курсов, рассчитанных на 12, 24 или 36 часов, нет. Будут ли разработаны и организованы такие курсы в ближайшие годы – вопрос открытый.
Думаем, что опыт, полученный нашими духовными наставниками в Силуанской основной школе Риебиньского края, мог быть полезен.
В связи с этим, хотелось бы ответить на один из вопросов, заданный на староверской встрече в Екабпилсе: « Почему в Латвии нет урока по « Закону Божию» и к чему может привести появление такого предмета в школах. Во-первых, как уже отмечалось ранее, у нас церковь отделена от государства. Во-вторых, задумайтесь над соотношением учеников - староверов к ученикам иных конфессий - оно не в нашу пользу. Теперь представьте, что появился урок «Закона Божия», следовательно, появился учитель, явно не староверского происхождения, который проводит урок сообразно своим представлениям, а потом дает контрольную или проверочную работу, за которую поставит оценку; чтобы получать хорошие оценки, дети станут учить и отвечать так, как нужно, зачастую вразрез с нашими догмами и представлениями. Надо ли нам это?
Пока проводился конкурс молодых исследователей имени Ивана Никифоровича Заволоко, у нас было примерное представление об учителях староверского происхождения, которые трудятся в школах, теперь стало сложнее. Придется вернуться к самим работам, составить такой список и попытаться связаться с ними.
Среди староверской по происхождению молодежи все больше укореняется позиция – в храм не хожу, потому что не понимаю языка, на котором ведется длительное богослужение. Ответ становится понятным, если учесть, что за последние 25 лет количество учеников, изучающих русский язык и литературу в Латвии, сократилось на 84,5 тыс. Молодежи сложнее воспринимать и тем более понимать не только церковнославянский, но и современный русский язык. Факультативы по изучению забытого церковнославянского языка в принципе возможны в средней школе, но для этого потребуются хорошо подготовленные учителя. Трудно будет найти поддержку и у администрации школы.
Зато никто не помешает учителю русского языка, объясняющему лексическое значение некоторых современных слов, архаизмов и историзмов, обратится к богатству церковнославянского языка.
Как никто не помешает учителю истории, объясняющему тему «христианство», поговорить о различных церковных уставах, о символах и обрядах, о значении молитвы для верующего, о зарождении и становлении монашества и т.д., упомянув при этом о Староверии.
И кто упрекнет учителя по домоводству для девочек, если он поделится на уроке староверскими кулинарными секретами?
И найдется ли такой родитель, который обидится на классного руководителя, поздравившего детишек с праздником Светлой Пасхи или Рожества Христова по юлианскому календарю?
Опыт подсказывает, что и маленькими штрихами, с помощью мимолетных методов и приемов можно вполне корректно и доходчиво привлечь внимание детей к Староверию, заронить зерно любопытства и создать мотивацию для дальнейшего изучения.
Духовное воспитание в современной школе в той или иной форме ведется. Наша задача: сделать так, чтобы при этом звучал и наш, староверский акцент. Нам тоже нужно « войти в школу».
Проблема нравственности и духовного воспитания – проблема древняя, многоплановая, глубокая. Учителя основных общеобразовательных школ, духовные наставники, уставщики/цы и клирошане, родители и просто неравнодушные люди – весь этот потенциал должен быть задействован в деле духовного воспитания. Очень большая надежда на продуктивную методическую деятельность преподавателей, учащихся и выпускников РГДУ. Не нужно забывать о самообразовании – библиотеки и интернет должны активно использоваться во благо Староверия.
Осознаем ответственность за будущее - сохранимся, не осознаем – превратимся в музейный экспонат.
Спаси, Господи, за Ваше внимание! Простите!
Игорь Платонов, член Центрального Совета Древлеправославной Поморской Церкви Латвии.
|