Четверг, 25.04.2024, 20:20
Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела
Ковалевская старообрядческая община [97]
Страницы истории [239]
Доклады [12]
Родословная роспись [6]
Кривошеевская старообрядческая община [11]
Юбиляры года [13]
Иконы


Вознесение Пророка Илии Деисус
Бюллетень ЦС ДПЦЛ.
Форма входа

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Посетители за день
Поиск
Календарь
«  Август 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Наш баннер
Ковалевская старообрядческая община
Скородихин-генеалогическое древо
Ссылки
Подвиг Народа Яндекс.Метрика ОБД Мемориал


Главная » 2012 » Август » 7 » Духовные наставники Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины во времена Н.С. Хрущева.
12:41
Духовные наставники Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины во времена Н.С. Хрущева.

Наставники Рижской Гребенщиковской общины во времена правления Никиты Хрущева.

 

   Наставники являются  духовными руководителями общины. Они выбираются из достойнейших староверов и благословляются на службу в общине. Избрание и благословение отца духовного на служение Церкви возводит наставника на почетное и первенствующее место в общине.

   Времена правления Никиты Хрущева были одними из самых сложных для религиозных конфессий. Церковные гонения приобрели идеологический характер и, если во времена Сталина Церковь играла важную роль во внешней политике государства и поэтому отношение властей к религиозным общинам было достаточно лояльным, то во времена правления Н.Хрущева Церковь стала врагом, преградой для построения коммунизма. Стремление правительства Н.Хрущева создать общество без религии привело к упадку или даже ликвидации многих религиозных общин.

   Несмотря на неблагоприятные политические условия Рижская Гребенщиковская старообрядческая община и во времена Н.С.Хрущева продолжала активно развиваться во многих областях. РГСО была центром старообрядчества в Балтии, хранилищем старообрядческих традиций и устоев. Важную роль в поддержании активной жизни и деятельности общины играли прихожане, члены общины и наставники, которые, вопреки давлению со стороны атеистической власти продолжали быть верными своей вере и общине.

   Важную роль в жизни общины играли наставники. Они были ответственны за духовную жизнь членов общины, следили за соблюдением церковных канонов, совершали богослужения и требы. Несмотря на тяжелое время для религиозных общин, количество богослужений в Рижском Гребенщиковском храме во времена Н.Хрущева не уменьшилось – если в 1951 году в храме были проведено 468 богослужений[1], то в 1963 году их число возросло до 774[2].

   Смелость, сила духа, ответственность наставников гораздо в большей мере проявлялась в годы гонений, нежели в спокойные времена. В Латвийской ССР все вопросы, связанные с деятельностью религиозных общин решались в Совете Уполномоченного по делам религии. В условиях тотального контроля именно наставники были теми, кто защищал интересы общины перед Советом Уполномоченного по делам религии. От отношений между наставником и председателем Совета Уполномоченного по делам религии зависело очень многое, так как хорошие отношения были залогом предоставляемой материальной помощи, в которой общины остро нуждались в послевоенные годы. Именно во времена наставничества Льва Сергеевича Мурникова, которые пришлись на довоенный – военный – послевоенный период, а точнее с 1935 года по 1945 год, была заложена основа достаточно хороших отношений с председателем Совета Уполномоченного по делам религии Юлием Францевичем, которые продолжались также и во времена правления Н.Хрущева. [3]

    В годы правления Н.Хрущева наставниками РГСО были отец Иван Иулианович Ваконья, отец Трофим Афанасьевич Каштальянов и отец Порфирий Феодорович Фадеев, однако последний прослужил в РГСО только до 1954 года, после чего был направлен в качестве наставника на службу в Елгавскую старообрядческую общину[4]. Отец Иван Иулианович Ваконья и отец Трофим Афанасьевич Каштальянов прослужили в РГСО до 1963-1964 года, когда были вынуждены оставить свои посты по состоянию здоровья. Это было время кардинальной смены состава наставников общины – за один год вместо родных прихожанам наставников общиной стали руководить абсолютно неизвестные до тех пор Евлампий Григорьевич Кругляков и Евстихий Мокиевич Трошков[5].

   Отец Трофим Афанасьевич Каштальянов родился в 1888 году в деревне Шпаки, Резекненского уезда. Он был с детства связан с старообрядческими традициями и уже с ранних лет выполнял обязанности чтеца в местном храме, а в 16 лет стал в нем же головщиком. С РГСО жизнь отца Трофима Афанасьевича Каштальянова была связана с 1932 года, когда он поступил в штат общины певчим. В последующие годы он также выполнял также обязанности помощника наставника, однако пост наставника занял только в 1951 году и прослужил на этом посту 12 лет, когда в 1963 году был вынужден по состоянию здоровья оставить службу в общине[6].

   Если отец Трофим Афанасьевич Каштальянов занимался в большей мере вопросами духовной жизни общины, то наставники Порфирий Феодорович Фадеев и Иван Иулианович Ваконья внесли большой вклад также и в развитие культурной жизни.

   Порфирий Феодорович Фадеев родился в 1904 году в глубоко религиозной семье и с ранних лет воспитывался в традициях длевлеправославной веры. В причт РГСО он поступил в 19 лет и вскоре стал головщиком Гребенщиковского храма[7].

    Уже с этого времени   Порфирий Феодорович Фадеев активно участвовал  не только в духовной, но и в культурной жизни общины, занимался также решением хозяйственных вопросов. Его культурная деятельность началась с поста руководителя Кружка ревнителей русской старины, в последующие годы он возглавлял Певческое староверческое общество Латвии и создал отделения этого общества при Нидеркунской, Стародворской, Москвинской и др.общинах. Разумеется наиболее выдающиеся достижение в области культурной жизни общины можно отнести к предвоенному периоду, однако во времена советской власти Порфирий Феодорович активно участвовал в издании Старообрядческого церковного календаря, написал много интересных статей[8].

   Принимая во внимание его заслуги перед общиной, в 1951 году Совет общины предложил Порфирию Феодоровичу Фадееву место наставника РГСО. В течение лет, служа в качестве наставника, он успешно занимался решением самых важных на тот момент вопросов. В 1951 году благодаря его встрече с председателем Совета Уполномоченного по делам религии СССР в Москве, был отменен непосильный для общины государственный налог[9], Порфирий Феодорович Фадеев предлагал также наладить в общине производство свечей, чтобы избежать дополнительных лишних затрат на их транспортировку из Москвы и упростить процесс их закупки[10].  В качестве наставника отец Порфирий Феодорович прослужил всего 3 года и в 1954 году был переведен в Елгавскую старообрядческую общину.

   Большой вклад в развитие общины внес вероучитель и известный деятель Древлеправославной Церкви Иван Иулианович Ваконья. Он родился в 1883 году и с самого детства был связан с РГСО, где получил свое первое образование, а с 11 лет уже состоял в причте РГСО. Дальнейшая его жизнь была связана с Елгавской общиной, а также с  рядом Даугавпилских общин[11]. Только в 1950 году он вернулся в Ригу, и в этом же году стал наставником общины, а в следующем 1951 году стал ее  председателем[12]. Иван Иулианович Ваконья был любим в общине, взрослые уважали и ценили его за отзывчивость, добропорядочность, честность, за его помощь нуждающимся, дети любили его за доброту и щедрость.

   Отец Иван Иулианович активно участвовал в образовательной и культурной жизни старообрядчества, написал множество статей в Старообрядческом календаре, издаваемом с 1929 по 1959 год, основной темой которых было стремление объединить различные направления староверия[13]. Также отец Иван Иулианович Ваконья стремился поддерживать хорошие отношения с аппаратом Уполномоченного по делам религии Латвийской ССР, так как это играло важную роль в решении различных хозяйственных вопросов – выдачи разрешений на поездки, помощи в поставке материалов для ремонта и т.п.

   Длительное время эти 3 наставника служили вместе, и при этом каждый занимался своей областью деятельности: почтенный и уважаемый отец Т.А.Каштальянов занимался больше духовными вопросами; активный, целеустремленный отец Порфирий Феодорович Фадеев - финансовыми и хозяйственными, а творческий отец Иван Иулианович Ваконья - вопросами культуры и управления. После того, как в 1954 году Порфирий Феодорович Фадеев ушел с поста наставника, вплоть до 1963 года в общине служили только 2 наставника.

   Подводя итог, следует сделать вывод, что именно благодаря верности долгу наставников и их огромному желанию сохранить активную жизнедеятельность общины стало возможно успешное развитие общины в столь нелегкое для староверия время.


Кристина Новикова, магистр истории.

 



[1] Latvijas Valsts Arhīvs ( далее LVA), ф.1448, оп.1, д.29, стр.3.

[2] Там же, д.211, стр.119.

[3] Там же, д.90, стр.3.

[4] LVA, ф.1419, оп.1, д.47, стр.133.

[5] Дубовская Е.,Духовные наставники Рижской Гребенщиковской общины (1760-2005) - Поморский вестник №3(18) 2005 г – стр.55

[6] LVA, ф.1419, оп.1, д.47, стр.79.

[7] Барановский В.,Поташенко Г., Староверие Балтии и Польши – краткий исторический и биографический словарь. Aidai, 2005, стр.421

[8] Памятные даты. 40-летие со дня смерти о.Порфирия Феодоровича Фадеева (1904-1964),  Поморский вестник №2(14) 2004 г – стр.42

[9] LVA, ф.1448, оп.1, д.90, стр.10.

[10] Там же, стр.14.о.с.-15.

[11] Михайлов Л.С., Памяти наставников И.У.Ваконья и Т.А.Каштальянова. - Старообрядческий церковный календарь на 1967 г., стр.154-155.

[12] LVA, ф.1419, оп.1, д.47, стр.86.

[13] Михайлов Л.С., Памяти наставников И.У.Ваконья и Т.А.Каштальянова. - Старообрядческий церковный календарь на 1967 г., стр.154-155.

Категория: Страницы истории | Просмотров: 1360 | Добавил: rurikov1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]