Наставники
Рижской Гребенщиковской общины во времена правления Никиты Хрущева.
Наставники являются
духовными руководителями общины. Они выбираются из достойнейших
староверов и благословляются на службу в общине. Избрание и благословение отца духовного
на служение Церкви возводит наставника на почетное и первенствующее место в
общине.
Времена правления Никиты Хрущева были одними
из самых сложных для религиозных конфессий. Церковные гонения приобрели
идеологический характер и, если во времена Сталина Церковь играла важную роль
во внешней политике государства и поэтому отношение властей к религиозным
общинам было достаточно лояльным, то во времена правления Н.Хрущева Церковь
стала врагом, преградой для построения коммунизма. Стремление правительства
Н.Хрущева создать общество без религии привело к упадку или даже ликвидации
многих религиозных общин.
Несмотря на неблагоприятные политические
условия Рижская Гребенщиковская старообрядческая община и во времена
Н.С.Хрущева продолжала активно развиваться во многих областях. РГСО была
центром старообрядчества в Балтии, хранилищем старообрядческих традиций и
устоев. Важную роль в поддержании активной жизни и деятельности общины играли
прихожане, члены общины и наставники, которые, вопреки давлению со стороны
атеистической власти продолжали быть верными своей вере и общине.
Важную роль в жизни общины играли
наставники. Они были ответственны за духовную жизнь членов общины, следили за
соблюдением церковных канонов, совершали богослужения и требы. Несмотря на
тяжелое время для религиозных общин, количество богослужений в Рижском
Гребенщиковском храме во времена Н.Хрущева не уменьшилось – если в 1951 году в
храме были проведено 468 богослужений,
то в 1963 году их число возросло до 774.
Смелость, сила духа, ответственность
наставников гораздо в большей мере проявлялась в годы гонений, нежели в
спокойные времена. В Латвийской ССР все вопросы, связанные с деятельностью
религиозных общин решались в Совете Уполномоченного по делам религии. В
условиях тотального контроля именно наставники были теми, кто защищал интересы
общины перед Советом Уполномоченного по делам религии. От отношений между
наставником и председателем Совета Уполномоченного по делам религии зависело
очень многое, так как хорошие отношения были залогом предоставляемой
материальной помощи, в которой общины остро нуждались в послевоенные годы.
Именно во времена наставничества Льва Сергеевича Мурникова, которые пришлись на
довоенный – военный – послевоенный период, а точнее с 1935 года по 1945 год,
была заложена основа достаточно хороших отношений с председателем Совета
Уполномоченного по делам религии Юлием Францевичем, которые продолжались также
и во времена правления Н.Хрущева.
В годы правления Н.Хрущева наставниками
РГСО были отец Иван Иулианович Ваконья, отец Трофим Афанасьевич Каштальянов и
отец Порфирий Феодорович Фадеев, однако последний прослужил в РГСО только до
1954 года, после чего был направлен в качестве наставника на службу в Елгавскую
старообрядческую общину.
Отец Иван Иулианович Ваконья и отец Трофим Афанасьевич Каштальянов прослужили в
РГСО до 1963-1964 года, когда были вынуждены оставить свои посты по состоянию
здоровья. Это было время кардинальной смены состава наставников общины – за
один год вместо родных прихожанам наставников общиной стали руководить
абсолютно неизвестные до тех пор Евлампий Григорьевич Кругляков и Евстихий
Мокиевич Трошков.
Отец Трофим Афанасьевич Каштальянов родился
в 1888 году в деревне Шпаки, Резекненского уезда. Он был с детства связан с старообрядческими
традициями и уже с ранних лет выполнял обязанности чтеца в местном храме, а в
16 лет стал в нем же головщиком. С РГСО жизнь отца Трофима Афанасьевича
Каштальянова была связана с 1932 года, когда он поступил в штат общины певчим.
В последующие годы он также выполнял также обязанности помощника наставника,
однако пост наставника занял только в 1951 году и прослужил на этом посту 12
лет, когда в 1963 году был вынужден по состоянию здоровья оставить службу в
общине.
Если отец Трофим Афанасьевич Каштальянов
занимался в большей мере вопросами духовной жизни общины, то наставники
Порфирий Феодорович Фадеев и Иван Иулианович Ваконья внесли большой вклад также
и в развитие культурной жизни.
Порфирий Феодорович Фадеев родился в 1904
году в глубоко религиозной семье и с ранних лет воспитывался в традициях
длевлеправославной веры. В причт РГСО он поступил в 19 лет и вскоре стал
головщиком Гребенщиковского храма.
Уже с этого времени Порфирий Феодорович Фадеев активно
участвовал не только в духовной, но и в
культурной жизни общины, занимался также решением хозяйственных вопросов. Его
культурная деятельность началась с поста руководителя Кружка ревнителей русской старины, в последующие годы он возглавлял
Певческое староверческое общество Латвии и создал отделения этого общества при
Нидеркунской, Стародворской, Москвинской и др.общинах. Разумеется наиболее
выдающиеся достижение в области культурной жизни общины можно отнести к
предвоенному периоду, однако во времена советской власти Порфирий Феодорович
активно участвовал в издании „Старообрядческого церковного календаря”, написал много интересных статей.
Принимая во внимание его заслуги перед
общиной, в 1951 году Совет общины предложил Порфирию Феодоровичу Фадееву место
наставника РГСО. В течение лет, служа в качестве наставника, он успешно
занимался решением самых важных на тот момент вопросов. В 1951 году благодаря
его встрече с председателем Совета Уполномоченного по делам религии СССР в
Москве, был отменен непосильный для общины государственный налог,
Порфирий Феодорович Фадеев предлагал также наладить в общине производство
свечей, чтобы избежать дополнительных лишних затрат на их транспортировку из
Москвы и упростить процесс их закупки. В качестве наставника отец Порфирий
Феодорович прослужил всего 3 года и в 1954 году был переведен в Елгавскую
старообрядческую общину.
Большой вклад в развитие общины внес
вероучитель и известный деятель Древлеправославной Церкви Иван Иулианович
Ваконья. Он родился в 1883 году и с самого детства был связан с РГСО, где
получил свое первое образование, а с 11 лет уже состоял в причте РГСО.
Дальнейшая его жизнь была связана с Елгавской общиной, а также с рядом Даугавпилских общин.
Только в 1950 году он вернулся в Ригу, и в этом же году стал наставником
общины, а в следующем 1951 году стал ее
председателем.
Иван Иулианович Ваконья был любим в общине, взрослые уважали и ценили его за
отзывчивость, добропорядочность, честность, за его помощь нуждающимся, дети
любили его за доброту и щедрость.
Отец Иван Иулианович активно участвовал в
образовательной и культурной жизни старообрядчества, написал множество статей в
Старообрядческом календаре, издаваемом с 1929 по 1959 год, основной темой
которых было стремление объединить различные направления староверия.
Также отец Иван Иулианович Ваконья стремился поддерживать хорошие отношения с
аппаратом Уполномоченного по делам религии Латвийской ССР, так как это играло
важную роль в решении различных хозяйственных вопросов – выдачи разрешений на
поездки, помощи в поставке материалов для ремонта и т.п.
Длительное время эти 3 наставника служили
вместе, и при этом каждый занимался своей областью деятельности: почтенный и
уважаемый отец Т.А.Каштальянов занимался больше духовными вопросами; активный, целеустремленный отец Порфирий Феодорович
Фадеев - финансовыми и хозяйственными, а творческий отец Иван Иулианович
Ваконья - вопросами культуры и управления. После того, как в 1954 году Порфирий
Феодорович Фадеев ушел с поста наставника, вплоть до 1963 года в общине служили
только 2 наставника.
Подводя итог, следует сделать вывод, что
именно благодаря верности долгу наставников и их огромному желанию сохранить
активную жизнедеятельность общины стало возможно успешное развитие общины в
столь нелегкое для староверия время.
Кристина Новикова, магистр истории.
|