Среда, 24.04.2024, 14:06
Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела
Ковалевская старообрядческая община [97]
Страницы истории [239]
Доклады [12]
Родословная роспись [6]
Кривошеевская старообрядческая община [11]
Юбиляры года [13]
Иконы


Вознесение Пророка Илии Деисус
Бюллетень ЦС ДПЦЛ.
Форма входа

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Посетители за день
Поиск
Календарь
«  Август 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Наш баннер
Ковалевская старообрядческая община
Скородихин-генеалогическое древо
Ссылки
Подвиг Народа Яндекс.Метрика ОБД Мемориал


Главная » 2011 » Август » 1 » Наставники Ковалёвской старообрядческой общины
16:19
Наставники Ковалёвской старообрядческой общины
Наставники Ковалёвской старообрядческой общины.
Уважаемые исследователи староверия, указывайте на своих сайтах и в публикациях первоисточник, т.е. данный сайт и авторов . Имейте совесть и чуть-чуть уважения к работе энтузиастов-краеведов, находки коих вы потом выдаете за свои " великие открытия".


Первые известные. 
 
1. Иван Естигнеев- в документах НИАБ (Национального Исторического Архива Беларуси) упоминается с 1826 по 1834гг. В 1833-1834гг. являлся Старшим Наставником у староверов Латгалии, после смерти о. Сысоя Назарьева, наставника Масловской общины. В 1834г. ,под давлением властей, вынужден был отдать печать общины и прекратить метрические записи. 
 
2. Никита Иванов ( Белогрудов-?) род.ок.1775г.- с 07.1831 (скорее всего -1834 )г. Уп. в 1837г. В лихую годину тяжелых испытаний перенял наставничество. О нем сохранились документы, относящиеся к истории военных поселений 1827-1858гг. в Динабургском старостве Витебской губернии. При нем воинствующая никонианская власть произвела самые серьезные церковные преобразования , направленные на введение единоверия. 

3. Афанасий
4. Василий Миронов. Жил в д.Рыбачки. Уп в 1862г. 
Имена наставников Афанасия и Василия я узнал из "Поминания" моего деда, Платонова Григория Ефимовича, которое он составил перед уходом на фронт в августе 1944г. Видимо, это имена тех батюшек, что стали у духовного кормила общины после 1861г., когда и была возведена нынешняя моленная.
5. Кононов Терентий Кононович уп. со 2-ой пол. 1880-х гг. 19 в.- последний раз уп.24.04. 1921г. ( ок.1842- ок. 1921г.)
Имя о. Терентия также было внесено в "Поминание" моего деда. До нынешней зимы его считали дедом Белогрудова Якова Ионовича, который служил наставником впоследствии. Запись в переписи населения 1897г. все расставляет по местам ( ЛГИА,ф.2706, о.1, д. 73 часть 2, л. 1563-1564) . Итак, о.Терентий был уроженцем соседней Капинской волости, д. Фольварок. Семейное состояние- холост. В деревне Ковалёво жил в отдельном доме, вместе с матерью, Федосьей Васильевной, вдовой 80 лет и племянницей Агафьей Макарьевной, девицей 18 лет. Вторая племянница, Марья Макарьевна, как оказалось, вышла замуж за Белогрудова Иона Ефимовича и стала матерью Григорию, Якову, Артемию, Ивану, Игнатию, Анне и Марии. Таким образом мы установили, что Яков о. Терентию доводился не внуком , а внучатым племянником. Как вспоминала моя бабушка, Прасковья Карповна ( урожденная Скородихина), о. Терентий снискал среди прихожан любовь и уважение, пользовался непререкаемым авторитетом и служил наставником непрерывно до своей смерти.
 Магистр истории Майя Гризане, ссылаясь на документы, найденные в Минских архивах, в статье " Взаимоотношения староверческого населения и православного духовенства Динабургского уезда в конце 19в." так пишет об о. Терентии : " В общине Ковалёво работал " вредный" наставник Терентий Кононов. Он перекрещивал православных и хоронил их по староверским обычаям , из-за чего , по мнению архиерея Полоцкой и Витебской епархии Маркела ( Попеля), Т. Кононову следовало запретить вести богослужения и выслать в другую деревню". Если учесть , что " перекрест" Маркел являлся епископом на означенной кафедре с 1882 по 1889гг, мы косвенным путем устанавливаем, что наставничество о. Терентия началось примерно в середине 80-х гг. 19в.
 Документ, на который ссылается Майя Гризане, очень показателен. Дело в том , что еще в " Памятной книжке Витебской губернии 1884г." говорится, что в Гравёрах прихожане - 375 мужчин и 391 женщина- " все совратились в раскол". Информация дублируется в " Памятной книжке Витебской губернии 1887г." Напомним, " Памятные книжки" выпускались официальными статистическими органами той или иной губернии, сомневаться в их компетентности не приходится. Откуда же взялись тогда " православные", с которыми так нехорошо поступал о. Терентий? Думаю, что ответ надо искать в документах епархиального Св.Владимирова миссионерского братства, которое как раз и было создано в 1887г. епископом Маркелом. Староверы бывшего военного поселения в Динабургском старостве-уезде отреклись от единоверия еще в 1861г., но в епархии оставались метрические данные по 4-м церквам, когда-то окормлявших военных поселян. Получался явный казус - по гражданским данным , запечатленным в " памятных книжках", в данной местности жили раскольники, по епархиальным сведениям- православные, крещенные до 1861г. 
  О. Терентий крестил и отпевал староверов, которые с точки зрения Синода правящей церкви являлись их чадами. Отсюда и злоба и гонения на " вредного" попа Терентия Кононова и таких как он. По мере того , как умирали крещенные до 1861г. в единоверие староверы, менялась и статистика Витебской епархии, разительно отличающаяся от статистики гражданской. При переписи населения 1897г. по деревням , некогда составлявшим Гравёрский приход, православными считали себя чуть более 40 человек, тем не менее во всех епархиальных справочниках под 1895г. красуется цифра 389. Прогремел революционный 1905г., царь во всеуслышание объявил о веротерпимости, последние православные, через покаяние и многодневное стояние на коленях перед Ковалёвским храмом от прихожан и о. Терентия получили прощение и крещение, епархиальный счетовод, подсчитав умерших за прошедшие 11 лет, выводит в 1906г. циферку 205. Революция и гражданская война , образуется новое государство Латвия, уже начинают отходить в мир иной родившиеся после 1861г. , но счетоводы уже новой епархии-это продолжатели дела своих доблестных предшественников, в 1922г. в Гравёрах , по их подсчетам, 148 , в 1930г.- 137 прихожан. На наш взгляд, это разительное противоречие двух статистик сыграло и в начале 21 в. свою роль в активизации деятельности православных миссионеров в староверских деревнях и волостях. Как же, ведь когда-то их далекие предки исповедывали " нашу", " правильную" веру.        
 На склоне лет о. Терентия уже никто не тревожил. С 1907г. он работал законоучителем в тогда же открытом Ковалёвском народном училище. В 1921г.  еще вел метрические записи в моленной, крестил, хоронил, венчал. В 1922г. указан уже другой батюшка.

Легендарные наставники.

6. Добрецов Трофим Степанович 1 раз 1922-авг. 1924гг.; 2 раз сент.1925-1926гг. ( ум. в марте 1949г.)
Сей духовный наставник вошел в историю не только нашей общины, но и вообще в историю староверия Латвии, поэтому мы собираемся посвятить ему отдельную статью.
7. Алексеев Иван Иванович авг. 1924- сент. 1925гг. ( ? )
О данном наставнике информация понемногу накапливается. Известно, что о. Иоанн наставничал затем в Фольварке ( с августа 1925 по февраль 1926гг.), где в местных Капинской и Пустошской 4-классных школах являлся также учителем Закона Божия.
В вышедшей совсем недавно книге " Староверие Латгалии в фотографиях" резекненский исследователь В.В.Никонов поместил фото с подписью " Хор церковного пения. Стародворская община. Даугавпилсский уезд.6.08.1929г." (с.97). Однако, имеющаяся надпись на самой фотографии заставляет усомниться в принадлежности изображенных лиц именно этой общине. Дело в том, что таких фамилий как Беловы, Иванины , Докторовы и Рошенок в Стародворье никогда не было. Ни в переписи населения 1897г., ни на самом стародворском кладбище, ни при опросе родственников и местных жителей они не упоминаются. Зато есть другое фото, которое поместил И.Н.Заволоко в своей " Родной старине" за декабрь 1929г., где о.И.И.Алексеев запечатлен среди митавских (т.е. елгавских) "ревнителей старины". Там упомянуты также Рошонок и Савельев. О. Иоанн выступал 26 мая 1929г. на открытом вечере с докладом " Христианское просвещение и молодежь". Не Стародворье , а Митава запечатлена на приведенной Никоновым фотографии. Мог ли он быть вообще наставником в Стародворье? Вопрос, пока, открытый. Расскажем подробнее...
Как можно установить из так называемых "екимовских" старообрядческих календарей, о. Иоанн служил в 1927-1928гг. ( данные, должно быть, вносились на конец 1926г.) на Старом Форштадте. Причем, в 1927г. в двух старофорштадских общинах одновременно ( одна на ул. Ликсненской 40, где председателем общины был Л. Кузнецов, вторая на Ликсненской 38, где председателем общины являлся Ф.Марков). В 1928г. И.Алексеев указан наставником лишь в первой из них, а вот во второй появляется его давний соперник еще по нашей, Ковалевской, общине, о.Трофим Добрецов. Обстоятельства вынуждают искать другое место пребывания.
В Стародворье же в 1927-1928гг. служил местный житель, о. Иван Кириллович Ма(о)кряков, который по некоторым письменным источникам упоминается в качестве наставника уже с 1925г. В 1897г., на момент переписи населения, ему было 50 лет, стало быть поповствовал и ранее 1925г. Метрические данные Фольварковской общины свидетельствуют, что в некоторых случаях прихожане обращались именно к данному, соседнему, наставнику. К 1930г. его не стало, но, опять же по "екимовскому" календарю, в Стародворье указан некий о. М. Митрофанов.
В " Поморском вестнике" №20, ( 2007г.) о. Иоанн Жилко поместил статью " Староверы Юдовки в 1926-1930гг.", в которой уделил место и о. Иоанну Алексееву. Оказывается, что на расширенном заседании совета 8 декабря 1928г. было решено принять последнего наставником. И далее, 9 июня 1929г. ему община доверила роль организатора духовного концерта, деньги от пожертвований должны были пойти на общинные расходы...Но...Вскоре пребывание о. Иоанна Алексеева на Юдовке закончилось из-за " его несоответствия требованиям Духовной комиссии старообрядцев Латвии".
Возникают некие несоответствия в датах и месте служения о. Иоанна. 26 мая- доклад в Митаве, 9 июня духовный концерт на Юдовке с последующим запрещением в службе. Какие могут быть предположения?
Думаю, что о. Иоанн с докладом в Митаве выступал в качестве малютинско-юдовского наставника, после отставки из Двинска переехал в Митаву, где и продолжил служение, поэтому И. Заволоко и упоминает его смело в своем известном альманахе как митавского наставника.
В списке наставников за 1930г. И.И. Алексеева уже нет, и митавская община указана вдовствующей. Хотя, все тот же Иван Никифорович Заволоко в очередном выпуске своего просветительского альманаха, который вышел в апреле 1930г., помещает статью о. Иоанна с указанием на служение его в Митаве.
И опять несоответствие. Ведь данные в церковный календарь брались на конец 1929г., а выпуск альманаха верстался в марте-апреле 1930г. Или И. Заволоко не знал об очередной отставки незадачливого наставника? Во что никак не верится. Или же молодой просветитель проигнорировал решение митавской общины об отставки и поместил материал " несмотря ни на что" ?? Что порождает уже целый ряд вопросов непосредственно к Ивану Никифоровичу. Может быть статья этого стоила?
Во-первых, удивительно само появление материала наставника в альманахе. Ни до, ни после него действующие батюшки не помещали своих статей в " Родной старине". Более того, непонятна благожелательная позиция редактора по отношению к гонимому (!) отовсюду (!) служителю церкви.
Во-вторых, сама статья, несмотря на всю пафосность и политическую патетику, крайне слаба и неубедительна. Советуем прочитать для общего представления об о. Иоанне. Представляю реакцию староверов тех общин, откуда был изгнан незадачливый г-н Алексеев " из-за несоответствия". Она могла быть только обратной задуманному. Ничего, кроме раздражения и смеха. И. Заволоко же, как нам представляется, получил серьезный жизненный урок, в дальнейшем находясь вне конфликтов, которые волной захлестнули Староверие Латвии в начале 30-х гг. прошлого века.
И все таки вопросы остаются, и поэтому поиск продолжается.
8. Белогрудов Яков Ионович 1 раз 1926- янв. 1936гг.; 2 раз янв. 1937- март 1949гг.; 3 раз 1956-1958гг. ( 1887- 1963)
Мы выяснили, что о. Терентию Кононову о. Яков доводился внучатым племянником. Второй момент, о. Яков не сразу наследовал наставничество от родственника. Как и в случае с Добрецовым, сей батюшка заслуживает отдельного разговора.
9. Сметанин (на памятнике Сметанников) Иван Исаевич 1936- 1938гг.- с перерывами - ( 1888- 1961гг.)
Уроженец Фольварковской общины. В документах переписи населения 1897г. фамилия записана как Смятанин. Крещен Иовом, что и запечатлено на памятнике; похоронен на древнем Фольварковском кладбище вместе с супругой, Пелагеей Сергеевной (1890- 1973гг.). Дочь живет в Риге и является прихожанкой Рижской Гребенщиковской общины. Помогал Потапову Ф.А. и замещал его во время отсутствия. В 1938г. упомянут уже как наставник Крупенишской общины Режицкого уезда.
10. Потапов Федот Авдеевич 1936-1938гг.- второй наставник с перерывами- ( 10.3.1868- 7.01. 1939г. ). В середине 30-х годов являлся  духовным наставником в Криванской общине. После Ковалёвской общины был наставником в РГСО. Умер в Риге. Некролог помещен в газете "Сегодня" за 10 января 1939г. Информация о данном наставнике собирается.
11. Воробьев Сила Федорович (30.7.1872- 1944гг.) - апрель- 15.11.1938г. - второй наставник. До этого духовный наставник РГСО. 
12. Рогалев Меркурий Петрович 1949- 1956гг. ( ок. 1890- после 1963г.)
И этот духовный отец заслуживает отдельной статьи.
13. Гаврилов Ермолай Изотович 1958- 1962/63гг. ( 1902- после 1974г.)
О нем , как и о последующих наставниках, смотрите статью " Они отстояли Ковалёвскую моленную" на данном сайте.

Наставники и и.о. эпохи воинствующего атеизма.

14. Никифоров Козьма Петрович 1962- 1963гг. ( 1917- 2001гг.)

15. Портнов Савелий Иванович 1963г. ( ум.28.4.1965г.)

16. Иванов Иван Арсенович 1963-1965гг. ( 1904- 1965гг.)

17.Трифонов Петр Фомич 1965-1968гг. ( 1901- 1974гг.)

18. Прокофьев Фаддей Яковлевич 1968-1970гг. ( 1885- 1976гг.)

19.Болдавешко Фотий Андриянович 1972- 1973гг. ( 1917- 1987гг.)

20.Осипов Иван Семенович 1973-1983гг. ( 1896- 1983гг.)

21.Белогрудов Максим Ионович 1983-1988гг. ( 1903- 1988гг.)

Новейшее время.

22. Осипов Ефим Фаддеевич 1988г. ( 1927 г.р.)


магистр истории Игорь Платонов
Категория: Ковалевская старообрядческая община | Просмотров: 1853 | Добавил: rurikov1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]