Вступление. С
тех пор, как на Святой Руси произошел церковный раскол и лучшие
представители русского народа были либо уничтожены, либо изгнаны из
родных пределов, последователи Древлеправославия вынуждены были
осваивать пустующие земли сопредельных стран. Многие из них нашли приют
в Латгалии, которая принадлежала в 17-18 вв. Речи Посполитой. Но и
здесь их продолжали преследовать за веру.
Ковалёвская
община берет начало в д. Михаилино, где в 1726г. и обосновались
староверы. Был возведен первый храм. Однако, д.Михаилино не суждено
было стать центром крупной общины. Пожар уничтожил деревню, дома в
которой стояли слишком плотно друг к другу, не пощадил и моленную.
Следующий храм возвели во второй половине 18в. в д. Ковалево. Век
19-й принес испытание единоверием. Многие, чтобы не раздрожать власть,
официально перешли в единоверие, хотя детей продолжали тайно крестить,
а покойников отпевать у своих наставников. Отсюда двойные имена. Второй
храм также сгорел. О причинах говорили разное: то ли от свечи, то ли
кто-то из своих, чтобы выслужиться перед властью. Долгие годы
николаевского режима староверы были лишены возможности служить
Всевышнему по своим обрядам. 1861 год все изменил. Возвели
третий, нынешний храм, посвященный Покрову и Николе. Колокольню
пристроили после 1905г. Какие бы беды не сыпались на головы
староверов, их вера помогала преодолеть все лишения и невзгоды. Не раз
и не два, а неоднократно сами люди спасали себя и свои святыни. Так, в
конце 50-х гг. прошлого века, партактиву Граверского сельсовета взбрело
в голову выполнить желание генсека Никиты Хрущева и показать последнего
попа в округе. В 1961 году был намечен план ликвидации храмов и активисты
приступили к его выполнению. Магистр истории Игорь Платонов.
|