Четверг, 28.03.2024, 16:30
Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела
Ковалевская старообрядческая община [97]
Страницы истории [239]
Доклады [12]
Родословная роспись [6]
Кривошеевская старообрядческая община [11]
Юбиляры года [13]
Иконы


Вознесение Пророка Илии Деисус
Бюллетень ЦС ДПЦЛ.
Форма входа

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Посетители за день
Поиск
Календарь
«  Апрель 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Наш баннер
Ковалевская старообрядческая община
Скородихин-генеалогическое древо
Ссылки
Подвиг Народа Яндекс.Метрика ОБД Мемориал


Главная » 2011 » Апрель » 16 » Они отстояли Ковалёвскую моленную. Часть 2.
20:33
Они отстояли Ковалёвскую моленную. Часть 2.
Часть 2. Отстояли.
 
 Весть о закрытии православного храма быстро облетела всю округу.Если кто и питал неприязненное отношение к атрибуту прошлой , имперской власти, теперь задумался о своем храме. Разговоры становились все тревожнее, кое-что удавалось узнать от рядовых коммунистов, что-то дорисовывало подогреваемое воображение.
   И вот, однажды, когда Председатель ненароком подъехал к Ковалёвской мельнице, его встретила группа староверов и задала вопрос прямо :" Правда ли, что скоро закроют и Ковалёвскую моленную?" Увиливать начальник не стал и признался, что такая задумка имеется. Негоже, мол, отставать от остальных, и планы генсека  по искоренению "мракобесия" надо выполнять.
   Что тут началось. Одни стали срамить и вспоминать его староверское происхождение, другие припомнили ему тестя ( наставника одной староверской общины около Даугавпилса), который в ночь визита зятя " вдруг" повесился на городском кладбище. Третьи, что были с ним в немецких трудовых лагерях, вспомнили , что и там он был начальничком, ходил в белых перчатках и бил "нерадивых" бедолаг. Компромат выдали по полной и прямо в глаза, пригрозив все это рассказать " там, где следует". Председатель ретировался и деревню долгое время проезжал в служебной машине на скорости. Но, колесики  механизма уничтожения были уже запущены.
   И вот, однажды, к наставнику общины, Гаврилову Ермолаю Изотовичу пришел посланец от сельсовета. Приказано было собрать "двадцатку" ( совещательный выборный орган управления при председателе общины или наставнике ) , людей и приготовить всю документацию по моленной. Наступал час Х.
   Был церковный праздник. В этот раз люди молились как никогда истово. Было много женщин с детьми. Кроме старшего поколения,  было много  парней. Ветераны войны стояли при боевых ( не юбилейных !) медалях и орденах, некоторые из них как раз и входили в " двадцатку". В назначенный час к моленной  подъехали представители власти с партактивистами. Поодаль стал уазик участкового милиционера. Отец Ермолай перекрестился и двинулся на встречу прибывшим.
    Картина встречи глубоко врезалась в народную память. На паперти, перед входом в храм, застыла высокая фигура о.Ермолая. На  груди бывшего партизана  награды за боевые победы над свирепым врагом. Сзади стена бородачей с такими же наградами. Чуть вглубь храма ватага молодых парней, готовых "помочь" своим отцам. Женщины и дети большей частью в этот решительный миг продолжали молиться.
   Разговора не получилось. Как только воинствующие атеисты открыли рот о последних решениях партсъезда и закрытии храмов по всему Союзу, о. Ермолай громко рявкнул : " Изыди!" и указал на калитку. Затем повторил и сделал шаг в направлении прибывших.  Этого было достаточно.
   Отстояли. Не убоялись. Одолели. Не посрамили себя и веры своей древней.
    Событие было ярким и знаменательным, поэтому обсуждалось еще долгие годы спустя. Я с раннего детства слышал рассказы о нем. Кто пришел, кто не пришел поддержать о. Ермолая и общину свою. Кто и где стоял, говорил, как действовал. Что было потом.
   А потом...Уже в 1962г. наставника Ермолая Изотовича все же выжили из наших мест ( затем он поповствовал в Москвино до 1974г., возле г. Прейли ), так называемый " поповский " домик отобрали у общины  и отдали для жилья приезжим " специалистам". В школе продолжали рвать крестики и наказывать выговорами за посещение храма. На Пасху в 1979г. и мне, ученику 1 класса, и одной старшекласснице, Светлане Савельевой,  вынесли такой выговор, понизив поведение до неудовлетворительного. Но все это было потом, а тогда..... моленную отстояли.
    С высоты нынешних дней то событие , может быть, предстает не таким уж масштабным и важным, но жившие при советской  власти прекрасно понимают, что в то время отстоять моленную было просто гражданским подвигом.
  История должна знать своих подлинных героев. Мы публикуем списки руководства Ковалёвской общины в те роковые годы.
  На 1958г. Наставник- Гаврилов Ермолай Изотович 1902- середина 70-х гг. из д. Михайлино. Председатель общины- Михайлов Федор Михайлович 1892-1968гг. из д. Белогрудово.
 Состав " двадцатки".
1. Белогрудов Василий Данилович 1879- 1963гг.    д. Белогрудово
2. Васильев Агурьян Иванович       1886-1961гг.     д. Чалпы
3. Савельев Максим Назарович       1875- 1962гг.   д. Матели
4. Малюхин Сергей Павлович         1887-?             д. Ильюхино
5. Малюхин Петр Павлович             1883-?              д. Ильюхино
6. Леонов Иван Финогеевич           1907- 1968гг.    д. Ковалёво
7. Скородихин Петр Михайлович    1884- 1972гг.    д. Саково
8. Савельев Лифер Степанович      1883-1959гг.    д.Сухоцкие
9. Савельев Иван Семенович         1902- 1979гг.    д. Сухоцкие
10. Роголева Мария Агурьяновна    1906-?             д. Аксеново
11. Филиппов Василий Михайлович 1880- 1965гг.    д. Белогрудово
12. Белогрудов Макарий Леонович  1910- 1976гг.   д. Белогрудово
13. Белогрудов Аверьян Григорьевич 1891- ?         д. Белогрудово
14. Васильев Николай Васильевич    1898-?           д. Крекели
15. Васильев Потапий Власович       1890-1972гг.    д. Малаёники
16. Белогрудов Максим Ионович       1903-1988гг.   д. Мешкалово
17. Иванов Никита Матвеевич            1894-?            д. Боровые
18. Гаврилов Антон Романович         1883- 1963гг.    д.Михайлино
19. Ефремов Иван Ефимович           1912- 1980гг.  д. Мешкалово
20. Белогрудов Иван Васильевич      1881- 1962гг.  д. Белогрудово
 / печатается по приложению к типовому договору от 14 апреля 1958г. Ковалёвской общины с исполкомом Краславского районного Совета депутатов/
    Даты здесь и далее взяты в основном с памятников усопших, большинство коих находятся на древнем Ковалёвском кладбище.

    На 1961г.

Наставник и председатель общины те же.

 Состав  " двадцатки".
1. председатель общины Михайлов
2. Скородихин Петр Михайлович
3. Савельев Иван Семенович
4. Антонов Гордей Александрович 1889- 1967гг.     д. Клишево
5. Прокофьев Фаддей Яковлевич   1885- 1976гг.     д. Матели
6. Савельев Максим Назарович
7. Леонов Иван Финогеевич
8. Гаврилов Антон Романович
9. Ефремов Иван Ефимович
10. Белогрудов Максим Ионович
11. Роголева Мария Агурьяновна
12. Васильев Агурьян Иванович
13. Белогрудов Аверьян Григорьевич
14. Белогрудов Василий Данилович
15. Филиппов Василий Михайлович
16. Белогрудов Иван Васильевич
17. Малюхин Петр Павлович
18. Малюхин Сергей ПАвлович
19. Белогрудов Максим Никитич ( кто из двоих родных братьев- неясно) 1898-1973гг. и 1907-1985гг.
20. Кормильцев Петр Михайлович   1906- 1985гг.    д. Акменица
/ печатается по приложению  к типовому договору Ковалёвской общины с исполкомом Аулейского Совета депутатов от 3 марта 1961г./
                        Магистр истории Игорь Платонов.
Категория: Ковалевская старообрядческая община | Просмотров: 864 | Добавил: rurikov1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]