Пятница, 29.03.2024, 11:43
Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела
Ковалевская старообрядческая община [97]
Страницы истории [239]
Доклады [12]
Родословная роспись [6]
Кривошеевская старообрядческая община [11]
Юбиляры года [13]
Иконы


Вознесение Пророка Илии Деисус
Бюллетень ЦС ДПЦЛ.
Форма входа

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Посетители за день
Поиск
Календарь
«  Май 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Наш баннер
Ковалевская старообрядческая община
Скородихин-генеалогическое древо
Ссылки
Подвиг Народа Яндекс.Метрика ОБД Мемориал


Главная » 2014 » Май » 4 » Память о войне...
19:53
Память о войне...

«Память о войне в нашей семье – семье Антоновых, д.Клишево, Гравёрский с/с, Краславский район, Латвия».

  Староверка Ковалёвской общины, Игнатьева Ефросинья Федоровна(1934- 2000гг.), урожденная Антонова, оставила свои воспоминания о той страшной войне.  На титульном листе дата написания – 15 апреля 1984г. Сами воспоминания хранятся в музее Гравёрской основной школы.

   Сегодня, спустя 30 лет, мы публикуем отрывки из свидетельств очевидца.

   Свое повествование Ефросинья Федоровна начинает с рассказа об отце. « Наш отец, Антонов Федор Александрович, родился в 1894г. в Даугавпилсском (правильно Двинском – И.П.) уезде Аулейской ( правильно Ужвалдской – И.П.)волости д. Клишево в крестьянской многодетной семье. Отец его - Антонов Александр Устинович, мать – Антонова Феодосия Даниловна, братья – Гордей, Павел, Иван, сестры – Анна, Евдокия, Екатерина, Киликея – все жили и работали в Краславском районе.

  Отец окончил Извалтскую трехклассную церковно-приходскую школу. Дальше учиться не было средств, помогал работать в хозяйстве отца до призыва в армию.

   В 1914 г. был мобилизован в армию на войну с немцами. Сразу же был отправлен на фронт, где получил ранение и лечился в госпитале в г. Грозном. Из госпиталя был комиссован по ранению и вернулся домой.

  Бедные крестьянские условия вынуждали идти на промысловые заработки (бурлачить). Участвовал в строительстве Кегумской ГЭС, в качестве каменщика; строил Митаву (Елгаву), Лиепаю…»

   Началась война. « В 1941г. в конце июня эвакуировались с семьей, но доехали на лошадях только до г. Себеж, где немцы отрезали путь. Отец вынужден был возвратиться домой из-за беременности матери, а также четырех малолетних детей, старшему из них было8 лет (Матвею), а Вера родилась 15 августа 1941г.

  Страшную картину наблюдали мы во время эвакуации. Немецкие самолеты бомбили беженцев, скот, дома и т.д. Весь день слышались стоны, плач. Чудом выбрались мы из этого пекла.

  По возвращении домой, отца сразу же арестовала местная полиция во главе с Федоровым В.Ф.1, учителем по образованию, и Шайтером Б.Б.2 С отцом были арестованы и посажены в баню Савицкий Константин, Подскочий Максим, Экста Константин и др. около 12 человек. Баня эта и сейчас стоит в поселке Гравёры на берегу озера Язынок. Местными властями отец и другие арестованные были приговорены к расстрелу…

  Издевались и глумились полицаи над нами, детьми. Был такой случай. Брат Матвей носил передачи отцу. Полицай Шайтер Б.Б. выпустил из бани отца и сказал, мол, иди с сыном домой. Отец только стал подходить к сыну, как тут же был нанесен страшный удар по лицу и разбито лицо в кровь.

   Арестованного отца посадили с другими арестованными односельчанами, но их через 2-3 суток выгнали в Гравёрский бор и расстреляли. Однако, сказав арестованным, что их погонят в Сомерсет ( ныне Аглона- И.П.), а оттуда в Даугавпилсскую тюрьму. Все это делалось во избежание гласности. Выгоняли небольшими группами и расстреливали.

  Отцу было сказано, что вечером погонят в Сомерсет. Отец передал печенье сыну Матвею, а в печенье была записка: « Вечером угоняют». Брат начал есть печенье и обнаружил записку, бежал домой и плакал навзрыд. Люди спрашивали, почему мальчик плачет, он отвечал: «Папу угоняют». Этого было достаточно, чтобы страшные слова облетели деревни. И вечером в Гравёрах собралось много людей, полицаи, боясь разгневанной толпы, отложили расстрел на утро.

   Ночью разразилась страшная гроза. Охрана спряталась в сарай, который стоит на берегу озера. Отец подговорил Савицкого Константина проломать потолок бани ( крыша была крыта дранкой) и бежать, а Подскочий М. и Экста К. отказались от побега, но через 1-1,5 часа должны были поднять тревогу, чтобы их не истязали за молчание. Что и было сделано. Савицкий К. спустился с чердака бани первым, отец – вторым, но зацепился за гвозди пиджаком и чуть оторвался. Пробирались берегом озера по тростнику до Цигельни (один из микрорайонов п.Гравёры- И.П.). На Цигельне услышали стрельбу полицаев. Попрощались друг с другом и разбежались в разные стороны».

   Воспоминания Ефросиньи Федоровны в этом месте хочется дополнить воспоминаниями Устина Михайловича Скородихина, проживавшего в д. Рагинские. Среди потомков до сих пор передаются слова главы большой семьи: «Ночью была буря, а на рассвете кто-то постучал. Было страшно. Перекрестился и вышел в сени. Спрашиваю: кто, отвечает: Федор Антонов. Впустил в дом. Он обогрелся, переоделся в моё, перекусил возле печки и ушел».

   Что же было дальше?    « Оставшихся в бане арестованных расстреляли в Сомерсете, в том числе Подскочего М. и Эксту К. С момента побега отца был установлен негласный надзор за нашим домом и родственниками.

   Семья подвергалась страшным пыткам и издевательствам. Мать полицаи заставляли брать лопату и копать яму для себя и детей (имитировали расстрел - И.П.). Били чем попало. Особенно зверствовали Дымпер 3, Шайтер Б., Панфил Б.4 и др5. Нам, детям, давали конфеты и требовали, чтобы мы сказали, что видели отца, хотя мы его не видели.  В 1942г. нашу семью назначили  в Саласпилсский лагерь смерти. Спасла от вывоза в лагерь учительница Упитской начальной школы Екатерина Кондратьевна (фамилию не помню, родом из Извалты), которая напоила полицаев и выкрала документы на вывоз. Она жила на квартире у Леонова Е.А.6

   Мы долгое время не ночевали дома, прятались по чужим баням, сараям, просто ночевали в лесу. Отец скрывался у близких и дальних родственников, у соседей: Леонова Е.А., Белогрудова М.И.7 и др.»

   Эти отрывки из воспоминаний Ефросинии Федоровны Игнатьевой мы посчитали нужным снабдить некоторыми уточнениями.

 …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

1 Федоров В.Ф.- Федоров Василий Андреевич (1899-1954гг.), с 1940г. учитель Упитской начальной школы, айзсарг, с первых месяцев  немецкой  оккупации  Латвии сотрудничал с фашистским режимом; репрессирован.

2Шайтер Б.Б.- Шайтер Болеслав Бенедиктович (1916-1968гг.), до 1940г. в айзсардзе, активный пособник фашистского режима в Латвии; репрессирован; трагически погиб на экскурсии в Беларусь.

3Дымпер – фамилия двух братьев, активных пособников фашистского режима в Латвии, проявивших себя на территории нашей волости; оба были репрессированы.

4Панфил Б. – видимо, ошибка автора. Под кличкой « Пампел» в нашей местности проявил себя как активный помощник фашистов Олехно Павел, который был также репрессирован.

5На вопрос старожилам: кто был самым активным помощником фашистов и запятнал себя кровью простых крестьян, они обычно называли фамилии – Шайтер, Дымпер, Куртиш, Мыглан, Гребеж. По нашей информации, все они были репрессированы Советской властью.

6Леонов Е.А.- Леонов Ефим Андреевич, старовер Ковалёвской общины (1907- 1968гг.)

7Белогрудов М.И.- Белогрудов Максим Ионович, старовер Ковалёвской общины (1903-1988гг.), в последние годы жизни исполнял обязанности духовного наставника нашей общины.

Публикацию подготовил Игорь Платонов, магистр истории. 

 

 

 

Категория: Страницы истории | Просмотров: 605 | Добавил: rurikov1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]