Лето - это не только время отдыха или тяжелого крестьянского труда, это еще и возможность посетить святые места. Нидеркуны мы выбрали не случайно. Местной староверской общине в этом году исполняется 105 лет ( зарегистрирована в 1907г.), храму, посвященному Пресвятой Богородицы и Святителю Николе, ровно 100 лет. К тому же, староверы Балтии свято чтут имя о. Аггея Григорьевича Волкова, с коим ныне связаны сразу два юбилея - 120 лет со дня рождения и 20 лет со дня кончины. Нашим собеседником любезно согласился стать о. Василий Ефимович Васильев, наставник Нидеркунской общины с 1996г.
Часть 1.
О общине староверов в Нидеркунах ученые и просто любопытствующие писали неоднократно. Есть материалы и в сугубо староверских изданиях. В " Поморском Вестнике" №21 за 2008г., например, помещен сокращенный доклад о. Василия Ефимовича, прочитанный на праздновании 100-летнего юбилея общины летом 2007г. Тем не менее, остаются в ее истории и спорные места. Иван Никифорович Заволоко в " Родной старине " №2 за 1928 г. оставил коротенькую заметку " Нидеркуны, Илукстскаго уезда . Местная староверческая община свою историю ведет с конца прошлаго столетия. После разрешения строить храмы в 1905г., местными силами было собрано в самое короткое время около 2000 руб. и был выстроен староверческий храм на земле, подаренный общине сенатором Харякиным. Последний отпустил также в кредит весь необходимый для возведения храма материал...". А был ли на самом деле Харякин? Идентифицировать Харякина окончательно пока не удается. В 1906-1912гг. сенатора с такой фамилией точно не было. Скорее всего за давностию лет фамилию исказили, а должность перепутали. Наиболее вероятная кандидатура - депутат Госдумы 3-го созыва ( 1907- 1912 гг.) , купец 1-й гильдии, хлеботорговец, уроженец г. Рыбинска Ярославской губернии, православный по вероисповеданию, Василий Александрович Карякин ( 1851- 14.10.1913 гг.). Депутат от партии " октябристов", как пишет один из исследователей его биографии, " содействовал скорейшему принятию законопроекта об учреждении специального банка, который выдавал ссуды земствам и городам" ( закон № 681 от 26 июня 1912 г.) Если учесть, что старостой г. Грива в то время был старовер Исай Кузьмич Егоров, среди уполномоченных в самоуправлении также были староверы, то мы можем предположить , что оформить прошение о ссуде было кому. Более того, в 3-й Госдуме заседал и депутат-старовер Михаил Кондратьевич Ермолаев, председатель Пантелишской общины, почетный попечитель Кредитного товарищества, почетный член Двинского старообрядческого общества, который, допустим, через временную " Комиссию по старообрядческим вопросам", учрежденную 4 декабря 1907г., мог контролировать данный вопрос. Впрочем, по проблеме идентификации и финансирования постройки храма потребуются дополнительные исследования. Из книги в книгу кочует информация о том, что регистрация общины и постройка храма произошли одновременно - в 1907г. Однако, в "Памятной книжке Курляндской губернии на 1908г." ( с. 264) мы находим упоминание о Нидеркунском храме как строящемся, а место наставника обозначено вакантным. Правда, там же упоминается Нидеркунское казенно-приходское училище ( с. 225) , где учителем -заведующим названа Мариамма Ивановна Макарова, а вероучителем Силантий Михайлович Воробьев, который в 1911г. примет деятельное участие в работе знаменитого съезда учителей староверия в Двинске. Кстати, в " Памятной книжке Курляндской губернии на 1911г." место наставника по-прежнему названо вакантным. О. Василий в своем докладе также отмечает, что самые древние богослужебные книги датированы 1911г. Ситуация с наставниками города Гривы в 1908г. выглядела следующим образом. На Гриве были две староверские общины : федосеевская, которую духовно окормлял о. Стефан Никитич Григорьев и поморская, где наставничал о. Иван Дмитриевич Митриев. Обе имели молитвенные дома. В Володинской поморской общине, также имеющей свой храм, был о. Иван Авраамович Колосов, в Суббатской федосеевской общине, где храм только строился, состоял о. Дорофей Стефанович Коваленок. Фамилии Токарева нигде не упомянуто. Кто-то из вышеперечисленных наставников, видимо, и окормлял духовно в разное время, по приглашению отдельных групп, староверов Нидеркун. Отсюда и путаница с первичностью и очередностью наставников. Следует заметить, что до недавнего времени возле храма находилась некая плита с ценной информацией , но в данный момент ее местонахождение неизвестно. Может быть она пролила бы свет на факт закладки и постройки Нидеркунской моленной? Наверное, более точны те исследователи, кто называет датой освящения храма 1912г.; в 1907г. , скорее всего, состоялась лишь его закладка. С 1912г. община, возможно, обрела и первого своего постоянного духовного наставника. Впрочем, этот, сугубо исторический аспект , правильнее оставить открытым для самих же историков... Факт официальной регистрации общины в 1907г. документально подтвержден и бесспорен. Наш же собеседник, о. Василий, замечает : " Собрал много документов. Работал в архивах Даугавпилса и Риги. На хорошую брошюру получалось...". Если полистать староверческие церковные календари за 20-30-е годы, то можно узнать, например, что Нидеркунская община тогда браков не признавала, то есть, несла в себе федосеевское наследие. О. Вавила Корнеевич Чернецов, присутствовавший на Духовном съезде наставников в усадьбе Володино 14 и 15 апреля 1927 г., назван представителем от " небрачных". Переходный период староверов Балтии от федосеевских принципов бытия к поморским, начавшийся в 19 веке и зафиксированный на Варковском Соборе 1832г., в первой половине 20 века еще не был завершен. Признавая общность свою в сохранении Древлеправославной церкви, федосеевцы и поморцы уже не враждовали и лишь в документах себя еще называли " брачными" ( поморцы) и " небрачными" ( потомки федосеевцев). О. Василий констатирует, что сегодня уже никто не вспоминает давнего разделения на согласия. Лишь явное пренебрежение потомками староверов принципов Древлеправославия еще будоражит сознание и вызывает осуждение. И тут же проговаривает о наболевшем :" Молодежь уезжает на заработки. Скоро вообще молиться будет некому. Когда-то на исповедь приходило более 700 человек, сейчас уже менее 600". В 20-30-е годы Нидеркунская община входила в состав Центрального Совета, главного руководящего органа староверов Латвии. При перерегистрации 1991г. называлась уже автономной, хотя в работе ЦС ДПЦЛ принимала деятельное участие. Правда, не желая участвовать в разгоревшемся затем небезызвестном конфликте , по решению общего собрания прихожан, совершенно покинула Совет. В данный момент община автономна в управлении.... О. Василий говорит, что от вхождения в какой-либо Совет должен быть толк, а не раздрай и конфликты. Самым знаменитым наставником в предвоенные годы, безусловно, был о. Вавила Корнеевич Чернецов. Будучи уроженцем Режицкого уезда, он некоторое время служил помощником наставника в РГСО. Нидеркуны окормлял около 8 лет и в 1934г. перешел в Гайковскую общину, затем вернулся в Резекне, где и закончил свои дни в 1940г. Принимал активное участие в работе Центрального Совета и Духовной Комиссии староверов Латвии. Листая подборку церковных календарей, мы обнаружили соболезнование, посвященное безвременно ушедшему головщику Семену Самуиловичу Зубкову. На его погребение, состоявшееся 13 октября 1936г. прибыли 8 ( ! ) наставников- таков был авторитет нидеркунского головщика среди староверов того времени. Любопытны приводимые подробности его земного бытия. Родился в семье наставника в Свенцянском уезде Польши, служил певцом в петербургской общине на Тверской, в 1908г. ездил с хором певчих в Павловский дворец, где выступал перед великим князем Константином Константиновичем, тонким эстетом и признанным поэтом ( подписывался К.Р.). Семен Самуилович преподавал Закон Божий в разных школах Латвии, вел документацию и воспитывал подрастающее поколение клирошан в нидеркунской общине. Жил одиноко, но в достатке, имел прислугу и телефон, внимательно следил за прессой. " Брачным значительно сочувствовал, но и безбрачие строго не порицал. Церковных интриг ненавидел"- написал И. Парфенов о нем в некрологе. Нидеркунская община дала много достойных деятелей Древлеправославия. Порфирий Федорович Фадеев ( 1904-1964гг.) - основатель Староверческого певчесского общества Латвии, учредитель журналов " Златоструй" и " Старая вера" в 30-е годы, знаток и преподаватель знаменного пения, наставник Елгавской общины. Головщик Петр Иулиянович Цюлинский ( 1907-2005гг.) - духовный наставник Турмантасской общины Литвы в 1984- 2000гг. Причетником в Нидеркунском храме начинал свою духовную деятельность и Козма Петрович Никифоров ( 1917- 2001гг.), будущий наставник во многих общинах Латвии. Стоит заметить, что Козма Петрович вместе с Лаврентием Силычем Михайловым ( 1914-1985гг.), который в то время являлся головщиком и делопроизводителем в Нидеркунах, неоднократно бывали в нашей деревне Ковалево у знаменитого начетчика Василия Андреевича Осипова ( 1861- 1943гг.), где постигали премудрость церковного служения. Мать Лаврентия Силыча, Екатерина Прокофьевна ( в девичестве Васильева, 1891-1966гг.), доводилась племянницей ослепшему в конце жизни Василию Андреевичу. Пройдет около 20 лет и прихожане Ковалевской общины призовут на окормление известного к тому времени о. Козму Петровича ( 1962- 1963гг.)...
Игорь Платонов, магистр истории.
|