Вторник, 16.04.2024, 07:37
Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела
Ковалевская старообрядческая община [97]
Страницы истории [239]
Доклады [12]
Родословная роспись [6]
Кривошеевская старообрядческая община [11]
Юбиляры года [13]
Иконы


Вознесение Пророка Илии Деисус
Бюллетень ЦС ДПЦЛ.
Форма входа

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Посетители за день
Поиск
Календарь
«  Июль 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Наш баннер
Ковалевская старообрядческая община
Скородихин-генеалогическое древо
Ссылки
Подвиг Народа Яндекс.Метрика ОБД Мемориал


Главная » 2012 » Июль » 23 » Поездка в Нидеркуны. Часть 2.
14:48
Поездка в Нидеркуны. Часть 2.
Часть 2.
 
  Для людей современных Нидеркуны ассоциируются в первую очередь с именем наставника, о. Аггея Григорьевича Волкова.
  В годовщину его рождения и , одновременно, кончины староверский писатель Василий Саввич Барановский выпустил в свет книгу " Дни и труды Аггея Волкова". История Нидеркунской общины в период с 1955 по 1992 годы - это в основном история жизни и деятельности о. Аггея, одного из авторитетнейших наставников  Древлеправославия 2-ой половины 20 века.
  К счастью, мне лично довелось встречаться и общаться с о. Аггеем . Дело в том, что после закрытия Бондаришского храма, многие прихожане , особенно из проживающих в Даугавпилсе, стали посещать храм в Нидеркунах и ходить  на исповедь к о. Аггею Григорьевичу. Моя ныне покойная тетушка, Миропия Трифоновна Трофимова ( 1932- 2012гг.), также ездила помолиться в Нидеркуны. Первая наша  встреча произошла при печальных обстоятельствах - хоронили дядю Миная Трифоновича Трофимова ( 1924- 1988гг.). Тогда мы просто познакомились. 
  Мне, 17-летнему юноше, который только что поступил в Даугавпилсский педагогический институт и начал постигать премудрость исторической науки, было крайне интересно познакомиться ближе с о. Аггеем - легендарной личностью  Древлеправославной Поморской Церкви . В конце октября того же 1988г., на родительской неделе, мы с тетей посетили Нидеркуны. После молитвы за усопших родственников состоялся разговор.
   Говорили долго и обстоятельно. Впервые в жизни я встретил человека, который лично видел царя Николая II. Запало в памяти, как о.Аггей называл императора - "Николаша" . Даже по прошествии стольких десятилетий чувствовалось то разочарование, которое испытал тогда молодой старовер Аггей от случайной встречи с российским самодержцем. Прямо, как горьковский  Клим Самгин.  Сколько еще раз за время учебы в институте мне придется встречаться с уменьшительно-ласкательным отношением к последнему царю. В передающихся из поколения в поколение воспоминаниях староверов ни разу не довелось услышать ни громких титулов, ни высокопарных сравнений, ни хотя бы официального " Николай Александрович". Только - " Николаша", " Николашенька", " Николашка". Может, действительно правы те современники и историки, кто считает, что в годину серьезных испытаний России крайне необходим был другой правитель, хотя бы чуть повыше ростом, с величественной осанкой и громким голосом. А то подданные и рассмотреть -то как следует  такого царька не смогли. Одна заслуга перед староверием - свободу вероисповедания дал ; так тогда по всей Европе свобода совести победила косность мышления.
   О. Аггей предложил почитать " Историю Церкви Христовой" И.Н. Заволоко 1937г. Точно такой же экземпляр у меня уже хранился дома. Сам Иван Никифорович , посетивший наши края с причетником РГСО и уроженцем Ковалевской общины Иваном Петуновым, подарил свою книгу с автографом и адресом моему близкому родственнику Платонову Федору Ефимовичу ( 1897- 1991 гг.), а тот уже , видя мой неподдельный интерес к истории, подарил ее мне. Отсутствовало лишь несколько листов, где были автограф и адрес - их вырвали в  1940 году, испугавшись известия об аресте староверского просветителя.
  Все же возраст сказывался. Поговорив еще немного о истории Древлеправославия, мы покинули гостеприимный дом о. Аггея. Лишь в августе 1989г. состоялась наша следующая встреча. После годовой панихиды по усопшему дяде, было принято решение крестить двоих прибывших родственников. Двоюродному племяннику я,  впервые в жизни,  стал крестным отцом. О. Аггею было трудно уже говорить, но он достаточно четко отвечал на вопросы и даже шутил. 
  В 1990 г. тетя привезла совершенно новенькую, только что переизданную " Историю.." Ивана Никифоровича Заволоко. О. Аггей помнил молодого студента , живо интересующегося историей Староверия, и посылал ее в подарок.
  Ничто не вечно. В марте 1991года мы в Ковалевах похоронили Платонова Федора Ефимовича, дожившего до 94 лет, в феврале следующего, 1992г., пришла печальная новость - не стало о. Аггея Григорьевича Волкова, дожившего почти до 100 лет. В моем мироощущении они останутся столпами Древлеправославия , олицетворением силы и могущества нашего славного  прошлого.
  Духовные наставники современности, о. Клемент Феофилактович Тришкин и о. Никанор Прокопьевич Зубков, которых благословлял на  духовное поприще  в свое время о.Аггей, до сих пор с восторгом вспоминают своего легендарного учителя и вдохновителя.
  О. Леонтий Андреевич Болдавешко ( 1934-1996гг.), сменивший о. Аггея Григорьевича Волкова на духовной ниве , окормлял Нидеркунскую общину менее 4 лет. Именно в это время происходит печально известный конфликт в РГСО, молниеносно перекинувшийся на все Староверие Латвии и приведший к трагическим последствиям, которые сказываются и поныне. О. Леонтий вошел тогда в так называемый " миролюбовский" Центральный Совет ДПЦЛ. Трудно сказать, как бы он повел себя в момент обсуждения печально известного " меморандума" о сближении с Московским патриархатом, когда многие прозрели и увидели реальную личину бывшего о. Иоанна Миролюбова, ведь о. Леонтий покинул этот мир в 1996г., когда еще ничего не было толком понять. 
  Вот что напишет годы спустя один из членов того Центрального Совета : " Я , грешный, тоже поверил И.И. Миролюбову и стал его ярым сторонником, ибо " увидел" в нем истинного старовера , борца за чистоту и нерушимость Древлеправославия и отцепреданного благочестия; видел в нем человека честного , порядочного, благородного, образованного и радовался тому, что такой человек, еще молодой ( сорока лет ему не было тогда) обрелся в староверии....И на поверку оказалось...что знает И.И. Миролюбов в области веры, вероучения - он знает на манер никонианский, с позиций никонианства, с позиций еретической теологии, а не с позиций Староверия, отцепреданного благочестия, Древлеправославного Богословия". 
  В дальнейшем, староверы Нидеркун решили не участвовать в работе Центрального Совета и Духовной Комиссии.
  С тяжелым сердцем вспоминает то время наш собеседник, о. Василий Ефимович Васильев, в который раз прокручивая в памяти события той поры , подорвавшие авторитет Древлеправославия как в глазах инославных , так и в глазах самих староверов.


Игорь Платонов, магистр истории.                 


Категория: Страницы истории | Просмотров: 767 | Добавил: rurikov1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]