Часть 3.
Наш собеседник, о. Василий Ефимович Васильев, родился 29 марта 1929г. на Старом Форштадте в Даугавпилсе. Крестным отцом его был Даниил Давыдович Михайлов, известный деятель Староверия Латвии. Отец, Ефим Кондратьевич ( 1881-1956гг.), служил головщиком в Старофорштадском храме, а с 1945 по 1948гг. являлся даже исполняющим обязанности духовного наставника. Мать, Евдокия Ефимовна Снеткова ( 1892-1955гг.), занималась по дому и растила детей, коих в семье Васильевых родилось 13 душ ( 5 из них, правда, умерли во младенчестве). О. Василий сначала учился в 7-летней школе, затем один год в гимназии. Закончил железно-дорожный техникум в 1948г. и стал работать мастером на паровозовагоноремонтном заводе ( ныне ЛРЗ), затем на других инженерно-технических должностях. С 1960 по 1963гг. был инженером по рационализации на молочном комбинате ; с 1963 по 1976 годы работал главным инженером на нефтебазе. С 1976 по 1989гг. преподавал в профтехучилище токарное дело и другие технические предметы. Тепло вспоминает коллег-преподавателей. Церковной грамоте о. Василия обучал отец, который также всю жизнь проработал слесарем по паровозам на ЛРЗ. Уже в четыре года читал на церковно-славянском языке. Две старшие сестры ходили некоторое время на клирос, а одна из них, Анна, участвовала в " Кружке ревнителей старины". Сам ходил на клирос, канонаршил. При советской власти был только прихожанином. Вступил в брак с Еленой Фроловной Киселевой ( род. 1938г.), чьи близкие родственники принимали активное участие в жизни Гайковской общины, в 1964г. у них родилась дочь Ирина. После выхода на пенсию в 1989г. стал ходить на клирос в Новостроенскую моленную. О. Леонтий Болдавешко еще задолго до кончины получил приглашение от РГСО на место наставника, поэтому нидеркунские староверы уже начали подыскивать замену. Скоропостижная смерть последнего ускорила принятие решения, и в Нидеркуны был приглашен о. Василий Ефимович. Чин благословления провели о. Козма Петрович Никифоров, о. Сергей Андреев и о. Михаил Константинович Александров в том же 1996 году. На клирос в то время постоянно ходило около 10 человек, столько же и сейчас. О. Василий перечисляет : Пульхерия Елиазаровна Григорьева- головщица, Зиновия Ерофеевна Иванова, Надежда Федотовна Новикова, Антонина Ивановна Волошун, Клавдия Ефимовна Кузьмина, Ирина Иосифовна Кокина, Иван Изотович Лысов, Андрей Карпович Сидоров, Петр Кононович Голубев, ученица Анастасия Подлужная. Председателем общины сейчас Берников Павел Клементьевич. Его заботами в данный момент решаются все хозяйственные вопросы. Нидеркунскому батюшке приходится обслуживать Гривское , Горбуновское, Дроздовское и Земгальское кладбища. Приглашают в Володино и Иллуксте. Присоединенных сельских общин нет. Так, за разговорами, прошло почти два часа. А вопросов, которые хотелось бы затронуть, множество. Пока рылся по архивам и расспрашивал людей,- рассказывает о. Василий- услышал о тайном надзоре комсомольских и партийных органов за верующими, работе КВАТА ( Клуба воинствующих атеистов при Даугавпилсском пединституте). Подробно изучала безбожная власть верующих. Да и сейчас есть интерес, правда , какой-то странный. Некоторые " исследователи с улицы" вообще ничего не знают, поглубже узнать не пытаются, и пишут про староверов как про какое-то экзотическое племя. А чтобы лучше книжки раскупались, можно и приврать, и исказить. За примерами далеко ходить не приходится, есть такие и в самом Даугавпилсе, где сразу 6 староверских храмов с общинами, вроде все на виду и знать можно было получше. Затрагиваем проблему воровства икон. О.Василий рассказывает о последнем случае, который произошел в прошлом году. Местный воришка проник в храм, сигнализация сработала, полиция прибыла относительно быстро. Взяли, да он никуда и не бежал - лечился ранее в психбольнице. На болезнь все и списали. Время диктует свои условия, нужно ехать. Фотографируем семью Васильевых у храма, прощаемся. Вот и еще одна встреча состоялась в моей жизни в Нидеркунах. До новых встреч, отче Василий.
/ Фото в фотоальбоме/
Игорь Платонов, магистр истории.
|