Четверг, 25.04.2024, 18:43
Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела
Ковалевская старообрядческая община [97]
Страницы истории [239]
Доклады [12]
Родословная роспись [6]
Кривошеевская старообрядческая община [11]
Юбиляры года [13]
Иконы


Вознесение Пророка Илии Деисус
Бюллетень ЦС ДПЦЛ.
Форма входа

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Посетители за день
Поиск
Календарь
«  Август 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Наш баннер
Ковалевская старообрядческая община
Скородихин-генеалогическое древо
Ссылки
Подвиг Народа Яндекс.Метрика ОБД Мемориал


Главная » 2011 » Август » 5 » Съезд староверов по народному образованию 1911г. : время и люди.
17:36
Съезд староверов по народному образованию 1911г. : время и люди.
Съезд староверов по народному образованию 1911г. : время и люди.

 1911год. Начало 20 века. Что же это было за время? Какими были люди? Что собой представляли староверы? Указ царя Николая II от 1905г. разрешал в империи веротерпимость. Последующие постановления Совета министров давали возможность староверам озаботиться о сохранении своего образования.
На территории Латвии в период с 1907 по 1911гг. в разных губерниях - Витебской, Курляндской и Лифляндской -открывается более 20 казенно- приходских старообрядческих и народных училищ, где проводятся уроки Закона Божия, прививается любовь к истории Староверия, возрождаются древние русские традиции.
Четырехлетний опыт работы в школе и стал предметом пристального внимания депутатов состоявшегося 3-5 июля 1911г. в г. Двинске Всероссийского съезда учителей староверов- поморов.
Говорили о наболевшем. Порой резко и нелицеприятно. Но, как сказал в одном из выступлений Иван Вакония, в то время еще только учитель, : " Нельзя же вечно гладить по головке!"
Зачем нужно просвещение староверам? " Просвещение , которое не только возвышает и облагораживает человека, но и готовит его на борьбу с врагом веры Христовой, боримой антихристом"- так пишет Василий Яксанов в своем предисловии к опубликованным позднее " Материалам съезда", задавая тем самым тон всему произошедшему событию. Не только ради просвещения собрались старообрядческие учителя и учительницы в Двинске летом 1911г., но еще и для того, чтобы укрепить свои силы в борьбе за христианские ценности.
 " В наш век религиозно-нравственного разложения старообрядчество , само того не замечая, несется по наклонной плоскости к своему падению ; заветы истинного христианства многими из нас забыты, нравы слабеют. Нет уже той ревности к чтению Священного Писания, которое воспитывало старообрядца в вере, любви, трезвости и нравственной чистоте...Как мало можно теперь найти благочестивых семейств , проводящих жизнь в религиозно-нравственном совершенстве. Разъедающее влияние среды...пагубно действует на молодое староверческое поколение..."- дает пространную оценку все тот же Василий Яксанов. Ему вторит докладчик Тарасий Макаров, заведующий Илукстского казенно-приходского старообрядческого училища , давая нелицеприятную картину староверческого быта начала 20 века. И даже критик Макарова, видный представитель литовского староверия, Осип Матвеевич Андреев, не удерживается от резкого замечания :" Старообрядцы очень бедны  и на обучение детей даже не имеют рубля, а между тем , когда они женят сыновей и выдают дочерей, то находятся деньги на лишние ведра водки . На все есть деньги, только не на школы, потому что школ не любят".
 // Для справки . В дореволюционной России 1 ведро равнялось 10 штофам или 100 чаркам, что в современной классификации мер жидкости равняется примерно 12,299 литра.//
   Надо отметить, что Осип Матвеевич немного лукавит и передергивает факты. О пьянстве в России в начале 20 века газеты писали много и со знанием дела, но - не все написанное относилось именно к староверам. Так, например, " Московские ведомости" 8 марта 1911г. поместили перепечатку из газеты " Волга" №41 " Саратов. Свадьба и водка".
   " Пишут из с. Елшанки Саратовского уезда . Благодаря хорошему урожаю в нашей местности, у нас увеличилось и число свадеб в минувший мясоед. Как много выходит на этих свадьбах водки , видно из того, что на одну крестьянскую свадьбу  в нашем селе один из родителей новобрачных израсходовал 70 руб. Пьют мужики, пьют парни и не менее их пьют бабы и в пьяном виде творят всякие безобразия. На одной свадьбе , например, гости допились до того, что вместо саней впрягли тройку лошадей в обыкновенную речную лодку и с песнями разъезжали в ней по селу. К корме лодки привязали веревкой салазки , в которых восседал пьяный мужик с кормовым веслом в руках, действуя им как рулем. В самой же лодке один из сидевших в ней имел в руках шест, изображающий мачту, увенчанный на верхушке разными цветными лоскутами, и этим шестом размахивал в разные стороны. На другой свадьбе пьяная компания ухитрилась ездить в большом корыте, в котором обыкновенно дается корм свиньям".
  И о ведрах водки. " Русское слово" 25 июня 1911г., почти накануне съезда в Двинске, поместило заметку опять же о Саратове. " По отчету акцизного управления, в губернии за год выпито 2 миллиона ведер водки. От продажи водки прибыль 13 миллионов 500 рублей. В городах потребление повысилось на 11%, в деревне - на 23%".
  Осип Андреев, должно быть, читал эти заметки. Сослался на " саратовский " опыт тоже, видимо, не случайно, ведь на съезде присутствовали делегаты из Саратова- о.Терентий Худошин и Василий Яксанов. Однако, как мы видим из текстов статей, там нигде не говориться о староверах. 
  Здесь важно другое. Настроение депутатов учительского съезда настолько антиалкогольно, что они допускают неточные обобщения, накаляют страсти по этой теме, а затем ставят трезвый образ жизни одной из задач  просвещения среди староверов.
  Следует отметить, что в то время в каждой губернии действовали губернские общества трезвости, в каждом городе имелись его отделения. Эффективность их работы сомнительна, но важен сам факт их существования, вхождение в них первых лиц губернии, освещение вопроса в прессе, формирующей резко негативное мнение о пьянстве. Учителя- староверы, конечно же, не могли оставаться в стороне от решения данной проблемы. В ней они видели зло, с которым необходимо активно бороться.
   Кроме пьянства, в обществе того времени был еще один внутренний враг- предрассудки. Проявление суеверия и грубых нравов порой шокировали . 
   Ошеломленным и подавленным , наверное, выглядел депутат-старовер Михаил Кондратьевич Ермолаев на Пасху 1909г., когда ему сообщили о трагическом случае в Малиновке, потом внимательно следил за ходом расследования и, наконец, 25 февраля 1910г. прочел в " Московских Ведомостях" : " Кулачные бои . Рассказывают историю, от которой веет седой стариной. Малиновские старообрядцы и молодежь д. Старая Рачина устраивали по праздникам кулачные бои. Предводителем малиновцев был Галактион Иванов, обладавший богатырской силой. Рачинская молодежь решила его " устранить". Смертный приговор взялись исполнить трое подростков. Во время народного гулянья на Пасхе  они убили камнями богатыря в то время, как он гулял со знакомой девушкой. Теперь убийц судили...Они объяснили присяжным, что раньше считали смерть Иванова чрезвычайно важной для своей деревни, теперь же понимают, что вышло худое дело. Их приговорили к 8-ми месячному тюремному заключению..."
   Деревня Старая Рачина - это почти староверская деревня, входящая в состав Пантелишской общины, председателем которой с 1907г. был депутат Михаил Ермолаев. Весь казус в том, что, кроме председательствования в общине, он еще являлся и руководителем малиновской секции " Союза русского народа". О каком " союзе" могла идти речь, если простой люд по праздникам устраивал экстремальные игрища, которые приводили к реальным человеческим жертвам и, разумеется, не сплачивали народ для " великих свершений", а элементарно его разъединяли.
   Депутатство Михаила Ермолаева отнюдь не было радужным и успешным, как его иногда характеризуют мало сведующие исследователи.
   Да, его действительно выбрали староверы Витебской губернии и он попал в число 446 депутатов Госдумы 3-го созыва ( 1907-1912гг.) В ней действительно нашлось 32 честных и порядочных " служителя народа", озабоченных староверским вопросом и для решения его создавших временную комиссию, которая проработала с 29 ноября 1907г. до окончания своего мандата. 4 из 15 депутатов были староверами : Дионисий Гулькин, Иван Мерзляков, Иван Спирин и Михаил Ермолаев. Это 26% от общего числа. Чего они добились? Практически ничего.
   Закон " о старообрядческих общинах", внесенный на рассмотрение еще во II-ю Думу, по наследству перешел в III-ю. Госдума приняла его 15 мая 1909г., но, заблокированный по просьбе " комиссии по православной церкви" Госсоветом,- высшей законодательной инстанцией в Российской империи,- он попал на рассмотрение " согласительной комиссии", где благополучно и канул в Лету, забытый  и уже никому ненужный.
   4 мая, за два месяца до учительского съезда, после обсуждения на общем собрании Госдумы, министерство финансов отозвало указ " о предоставлении льгот по пересылке почтовых отправлений старообрядческими и сектантскими общинами...", который был инициирован депутатами Михаилом Ермолаевым и Георгием Замысловским ( юрист, депутат от Виленской губ.) еще 29 января 1908г.
   Депутат Госдумы Ермолаев, также член " комиссии по старообрядческим вопросам", председатель Пантелишской общины и инициатор создания в Малиновке секции " Союза русского народа", 30-летний энергичный и предприимчивый старовер, прибыл на съезд без положительных результатов своей депутатской деятельности
   Третья законодательная инициатива Михаила Ермолаева - " закон  об упорядочении гражданско-правового положения старообрядцев, браки которых не записаны в метрические книги"- рассмотренный во время 5-ой сессии ( 15 октября 1911- 9 июля 1912гг.), последней для III-ей Думы, также будет заблокирован Госсоветом и, разочаровавшийся народ в IV-ю Думу Михаила Ермолаева уже не выберет.
     В то же время , Совет министров, обсудив вопрос о преподавании Закона Божия  детям старообрядцев и сектантов, принял новые правила 13 апреля 1911г. Акцент ставился исключительно на уроке (!) Закона Божия, он никак не разрешал староверам иметь абсолютно свои школы. Вопрос о законоучителе также был актуален - могли утвердить, могли не утвердить. Все по-прежнему зависело от местной власти, от воли ( или поизвола) чиновников, от их интерпретации закона.
   Таким образом, мы делаем несколько очень важных для понимания того времени выводов : 1) староверы хотели жить по законам Российской империи как и все прочие подданные, быть равными среди равных и влиять на законодательство в государстве; 2) отношение РПЦ МП и высшего законодательного органа России, коим являлся Госсовет, к староверам после известных событий и исторических решений 1905г. не изменилось ( ! ) , что являлось явной угрозой целостности общества и государства перед надвигающимся  политическим давлением со стороны лево-радикальных партий и революционных настроений ; 3) подавление всяческой законодательной инициативы вело староверов  к разочарованию в светлых начинаниях 1905г, в императоре Николае II-ом и толкало их на путь революционных преобразований.
  Огромное значение съезд уделил проблеме : как учить  и чему учить.
  И дело не только в том, что на полном серьезе предлагалось изъять из школы глобус и географические карты, отрицались или отстаивались  новые методики преподавания, утверждалась или подвергалась сомнению необходимость печатания своих книг и журналов. Куда большая опасность для староверского патриархального уклада жизни таилась в самом просвещении. 
  Просвещенный рационалист , хорошо учившийся в школе и заглянувший в атеистические брошюрки, всегда мог поставить в тупик малограмотного председателя общины  или наставника. Согласно имеющимся документам и в 30-е годы , двадцать лет после известного съезда, на территории независимлой Латвии находились еще вообще ( ! ) неграмотные батюшки, вместо которых общинную документацию вели " уполномоченные лица".
  Любознательность и пытливый ум вели к вопросам. Например, чем докажешь , что Евангелие от Матфея написал именно Матфей? Лариса и Алла почти одновременно пострадали во имя Христа, так почему в наших святцах есть имя Ларисы, а Аллы нет? А почему человека объявили святым, хотя тело его истлело? Может ли быть святым табачник? Чай пить нельзя, а кофе? А растворимый или нерастворимый? Почему ты, батюшка, называешь аэроплан " дьявольской машиной", а соседский поп мечтает полетать на нем  и говорит, что это " промысел Божий"?
  Шквал вопросов , лавина сомнения, цунами, которое в конце концов захлестнуло умы и сердца  людские , увлекло в пучину безверия и толкнуло, по меткому выражению о. Дионисия  Батова, на " скользкие пути". 
  Староверское просвещение , проповедь его в храмах и на площадях, таило в себе опасность  и для власти. Грамотный старовер, почитав, допустим, решения Духовного Суда на I-oм Всероссийском соборе  и уяснив, что в брак вступать можно только в 8-й степени родства ( 4-юродным), а иначе Кормчая не велит  и даже требует серьезного наказания, задавался вопросом : а почему это у нас в Российской империи браки в 6-ой степени родства ( т.е. между троюродными ) разрешены уже 100 лет обратно ( с 1810г.), причем, разрешил Синод главенствующей церкви . Что же это - решение Синода идет вразрез с Кормчей? А царь? Ведь он женат также на троюродной сестре !
   Дальше больше. Царь разрешил своему двоюродному брату , великому князю Кириллу Владимировичу , жениться на двоюродной сестре Виктории. И Синод не отрицал нарушения своего же закона о браке. А потом еще царь  с Синодом разрешили брак великого князя Николая Николаевича - младшего на родной сестре жены родного брата , великого князя Петра Николаевича, то есть родные братья оказались женаты на родных сестрах.
   Что же это за времена такие? Да лигитимна ли сама власть  в таком случае, если отрицает христианские принципы и законы? 
   А может быть болезнь царевича Алексея, которого носят на руках и появление при дворе аспида Гришки Распутина есть ничто иное как наказание свыше? Да не пора ли власть поменять?
   Вопросы. Десятки, сотни вопросов, заданные в докладах, в прениях и в кулуарах. На все ли из них даны четкие и ясные ответы? Вряд ли. 
   В 1911г. участникам съезда казалось, что они найдут ответы. Ведь им было всего : Василию Яксанову  - 43, Николаю Ануфриеву-35, Ивану Ваконии - 28, Михаилу Ермолаеву- 31, Степану Кириллову- 34, Тарасию Макарову - 28, Ивану Назарову- 38, Льву Мурникову - 29, Петру Курченку - 39, Антонию Мидунецкому - 23.
   Каждому из участников того знаменитого и единственного в своем роде съезда судьбой была предоставлена своя стезя; каждый из них прошел свой путь, неся заряд прочности и уверенности в своей вере и правоте. Благодаря их лепте, внесенной в дело староверского просвещения в XX веке и мы теперь, спустя 100 лет, можем обсуждать вопросы сохранения старой веры, христианского образования, русской культуры.
 Спаси Господи! Благодарю за внимание.

Игорь Платонов, магистр истории.
      
  
    
Категория: Страницы истории | Просмотров: 918 | Добавил: rurikov1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]