Суббота, 20.04.2024, 03:01
Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела
Ковалевская старообрядческая община [97]
Страницы истории [239]
Доклады [12]
Родословная роспись [6]
Кривошеевская старообрядческая община [11]
Юбиляры года [13]
Иконы


Вознесение Пророка Илии Деисус
Бюллетень ЦС ДПЦЛ.
Форма входа

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Посетители за день
Поиск
Календарь
«  Июнь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Наш баннер
Ковалевская старообрядческая община
Скородихин-генеалогическое древо
Ссылки
Подвиг Народа Яндекс.Метрика ОБД Мемориал


Главная » 2012 » Июнь » 23 » Юбиляры года. о. Климент Феофилактович Тришкин.
11:08
Юбиляры года. о. Климент Феофилактович Тришкин.

Юбиляры года. 

о. Клименту  Феофилактовичу Тришкину - 85 .

   В этом году отметил свой юбилей  о. Климент  Феофилактович Тришкин, духовный наставник Гайковской общины. Мы посчитали своим долгом поздравить  юбиляра с 85-летием, а заодно и пообщаться – ведь у наших общин так много общего.
 О. Климент  говорит почти шепотом, недослышит, но разговор поддерживает и отвечает четко, по существу. На протяжении всего разговора с нами его  супруга, Февруса Алексеевна.Наш юбиляр родился 23 января ( по новому стилю 5 февраля) 1927 года в деревне Даниловка Рокишского уезда, в Литве. Его родители, Феофилакт Трифонович и Александра Фомична ( в девичестве Соловьева, из д. Федоришки) были простыми крестьянами. Хотя среди близких родственников духовных наставников и не было, некоторые из них все же ходили на клирос, были певчими. В семье царил религиозный уклад жизни - посты соблюдались строго, по праздникам ходили в храм. Календарь крестьянина гармонично сочетался с церковным, личности позволял вырасти цельной, трудолюбивой и вместе с тем достаточно религиозной.

  Поначалу семья Феофилакта Трифоновича разрасталась, рождались сыновья, дочери. Однако, суровая действительность часто напоминала о себе - умерли юношами  два брата о. Климента, совсем маленькой скончалась сестричка. Так уж судьба распорядилась, что юному Клименту выпала доля быть главным помощником отцу, командовать тремя сестрами. А еще будущему наставнику в те годы очень уж нравилось слушать церковное пение, внимать мерному речетативному чтению. Как только появилась возможность, 10-летний подросток пошел обучаться церковной грамоте и пению в деревню матери , к некой Марии. Отчество и фамилия ее стерлись из памяти, но результат обучения остался на всю дальнейшую жизнь о. Климента.

  До войны Климент Феофилактович закончил 4-летнюю литовскую школу, обучился премудростям староверского богослужения, работал с отцом по хозяйству. Постоянно тянуло в Милюнцы, в храм. Наш собеседник с гордостью вспоминает, что д. Милюнцы ( на литовском Милюнай) часто называли " второй Москвой" - край был заселен только староверами. Ситуация в корне изменилась во время фашистской оккупации. 

  Днем была власть немецкая, ночью партизанская. Перед простыми крестьянами стал нелегкий и опасный выбор - надо было подчиняться и тем и другим, не стать предателем и сохранить семью, жизнь. Как себя ведет немецкая власть, поддержанная местными прихвостнями , староверы Милюнской общины хорошо знали - в 1941г. под местечком Обеляй было расстреляно практически все еврейское население округи. Про подвиги партизан также были наслышаны - обстрелы , подрывы, листовки. Жизнь при таких обстоятельствах сама по себе становится относительной условностью и душу спасает лишь молитва, обращение к Нему.

  Моментом истины для милюнских староверов стал канун Покрова Пресвятой Богородицы, 13 октября 1943 года. За несколько дней до этого милюнцы приняли очередной груз " с большой земли" для партизан. Как обычно были разложены сигнальные огни, операция прошла почти успешно. Появление немецкого самолета насторожило , но не напугало. А 13 октября сразу три староверских деревни были окружены немецкими солдатами и местными полицаями и сожжены. Мальчика по фамилии Иванов , что бросился бежать к партизанам, застрелили. Местного батюшку, о. Евфимия Васильевича Фитингова, который с крестом в руках начал было увещевать карателей, также застрелили. Потом еще нескольких активных помощников партизан. Многих отправили в Германию. Остальные разошлись по соседним деревням. Лишь моленная осталась целой посреди пепелища. Среди оставшихся милюнцев укоренилось мнение, что это Богородица- заступница защитила их от поголовного истребления и спасла храм Божий.

 о. Климент тяжело вздыхает от воспоминаний о той лютой годины. И продолжает свое неспешное повествование. 

  Из близких родственников в годы войны никто не пострадал - либо старыми были, либо совсем юнцами. Самому же Клименту Феофилактовичу выпала доля во время службы в армии убирать поля и улицы городов от военных обломков. Призвали в армию осенью 1947 г. и отправили в Восточную Пруссию. В составе трофейной бригады собирал военный металлолом. Нестеров, Черняховск, затем Гусев. Опасение, что среди металла может быть и что-то взрывоопасное, присутствовало постоянно, но, с Божьей помощью, и это испытание прошел будущий наставник. Перевели в Каунас и обучили автоделу.

  Затем был разрушенный Сталинград. Командование отмечало заслуги Климента Феофилактовича, к государственным праздникам давали почетные грамоты. Однажды, к концу службы, дали 23 дня отпуска домой. Когда вернулся, то часть уже расформировали. Последние 3 недели службы пробыл в Краснодаре. " Свет повидал, людей посмотрел",- говорит о.Климент. 

  С 1951 по 1954 годы работал на пожарной машине в Рокишках. Переехал в Даугавпилс. Работал шофером. Женился на староверке из Войтишской общины, Феврусе Алексеевне Андроновой 1936 г.р. ( ее отец, Алексей Семенович, был некоторое время председателем общины). В 1956 году родился сын Василий, теперь уже и председатель Гайковской общины и бессменный помощник в проведение церковных служб. В 1960 году родилась дочь Любовь. К настоящему времени есть внуки и правнуки. Очень рад о. Климент, что и супруга его, и невестка Таисия Ивановна, и внучка Екатерина и внук Андрей ( правда, реже) ходят на клирос и помогают донести слово Божие до прихожан .

  Климент Феофилактович строго следит за той информацией, что иногда появляется в печатных изданиях. Вот и нас поправляет. Никогда не был головщиком на Юдовке, с чего взяли. Все время ходил в храм на Гриве, хорошо знал о. Прокопия Титовича Стрелкова. Когда же посланцы от Гайковской общины обратились с просьбой о наставничестве, то подумал и решился. 3 ноября 1985г. состоялось благословление на духовный подвиг. " Ставили три наставника : о. Максим Поддубников, о. Петр Лукьянов и о. Макарий Епифанов из Пскова, наследовавший через поколения наставников благодать Божию от Выгорецкого монастыря". Сам же благословлял о. Леонтия Андреевича Болдавешко, о. Феодора Павловича Бехчанова, о. Владимира Викторовича Шамарина, о. Викулу Осиповича Михайлова и давал письменное разрешение на поставление о. Михаила Константиновича Александрова, которого же сам и обучил служению Всевышнему .

 О. Клименту повезло с гайковскими клирошанами. Называет всех ласково, по отчеству. Выделяет в рассказе Наталью Лазаревну Васильеву, мать невестки, тепло вспоминает Евдокию Антоновну Скородихину ( уроженку Ковалевской общины, в девичестве Платонову ), Евдокию Васильевну Амбросову, прослужившую на клиросе 30 лет и покинувшую это мир 4 мая 2011года, Наталью Петровну Орлову, кассира общины. Благодарит судьбу, что свела с такими замечательными председателями общины какими являлись Тимофей Иович Шерст и Авраамий Силыч Михайлов ( его мать, Екатерина Прокофьевна , в девичестве Васильева, уроженка Ковалевской общины).

 Когда же заходит разговор о духовном обучении, наш юбиляр перечисляет своих достойных учеников. Сын Василий Климентьевич  - его правая рука в родной Гайковской общине, о. Михаил Александров давно благословлен и служит в РГСО, и.о. д. н. Евгений Михайлович Иванов с осени 2011 года трудится на духовной ниве в г. Прейли, сейчас обучается будущий специалист по компьютерной техники  Алексей. Для обучения церковному служению приходят юноши и девушки, которые затем несут слово Божие в наш такой несовершенный мир.

  К Гайковской общине в свое время была присоединена община староверов местечка Ницгале, здесь же в храме находятся иконы из моленной, что стояла когда-то в Новой Деревне. Число же прихожан неуклонно тает. В 1997 году на исповедь пришли 545 человек, в 2002г. уже 423, в 2007г. - 278, в этом 2012г. - 283. Старшее поколение безвозвратно уходит, среднее поколение обременено грехами и заботами, молодежь вообще отошла от духовности и предпочитает уехать из родных мест... 

  В прошлом, 2011 году , община отметила 125-летний юбилей своему храму. Обновили купола. Председатель ее, Василий Климентьевич  Тришкин, в тесном сотрудничестве с Рижской Гребенщиковской Старообрядческой общиной и лично Илларионом Ивановичем Ивановым выпустили небольшую книгу о храме и общине. Из нее мы  узнали, что о. Трофим Степанович Добрецов, дважды принимавший служение в 20-е годы в нашей Колевской общине, служил также и в Гайке. О. Мартин Иванович Жуков, перед служением в Пантелишках, год наставничал в Гайковской общине. О. Макарий Аристархович Епифанов, видимо, после освобождения из ГУЛАГА, служил некоторое время здесь, а через 30 лет благословлял о. Климента на наставничество.

  За плечами 85 лет. Семья. Община. Четверть века наставнического служения. Достойные ученики. Признание авторитета в староверском мире.

  В постоянных заботах и хлопотах живет о. Климент Феофилактович. Даруй ему , Господи, телесного здравия и душевного спасения ! Многая лета !!!

/ фотографии в фотоальбоме/


Материал подготовил магистр истории Игорь Платонов.

Фотографии Доментиана  Жилко.   

   

 

  

      

 

Категория: Юбиляры года | Просмотров: 1203 | Добавил: rurikov1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]