Быть или не быть?
/размышления,
навеянные от прочтения преамбулы Э.Левитса/
Преамбула к Конституции Эгилса Левитса
заставила многих задуматься. Одно дело – декларация ментальных ценностей, другое дело – статистика о практике их реализации.
В 1990г. на
территории Латвии официально проживало 2668140 человек. Так как Советский Союз
еще не развалился, то в Юрмалу на летний сезон приезжало большое количество туристов, кто-то продолжительное время
находился у родственников и знакомых и, поэтому, во многие статистические сборники и даже
учебники попала цифра 2700000 человек. Чтобы не травмировать психику некоторых
нацкадров, для расчета мы все же возьмем
официальную цифру на начало 1990г. и отнимем то, что нам сегодня любезно
предоставляет Центральное Статистическое Бюро Латвии. Школьное задание –
2668140 минус 2008700. В итоге- 659440.
Если составить пропорцию- минус 25%. Переводя статистические
данные на язык политологии констатируем,
что за время обретенной независимости, при сугубо национал-патриотических или
национал-либеральных правительствах, население страны уменьшилось ровно на
четверть.
Сайт www.neogeo.lv уточняет, что примерно 200000 человек
умерло, а более 400000 уехало. Время задать вопрос: кто виноват и виноват ли в
принципе.
Конечно, многие
вправе возразить. Умерли старые и больные, уехали попутчики, несознательные элементы, поэтому
никто не виноват, такой же поступью идем дальше. Однако,
эта колыбельная уже никого не убаюкивает. И в первую очередь
национал-патриотические силы. Подумать только, в 1989г. по переписи населения
насчитывалось 1387757 латышей, а перепись 2011г. выдала лишь 1284194. Где 103563 латыша? Где увеличение нации, образующей государство?
Да и о каком росте можно
рассуждать, если 700000 человек (34% от
населения) в государстве находятся
за «чертой бедности»? Новость прошлой недели, обильно растиражированная и
прокомментированная в СМИ, о количестве бедных в стране уж никак нельзя
назвать достижением правительства к 95-летнему юбилею государства, накануне
введения евро и празднования 10-летнего юбилея пребывания в ЕС и НАТО. Закрытие
предприятия «Liepajas metalurgs»
и обрушение магазина «Maxima»
в Золитуде абсолютно смазывают
помпезность настроения, привносят траура в празднества.
И тогда становится
понятным ход мысли властьимущих -
перераспределить денежные средства так, чтобы поддержать «наших».
Вспоминается один
любопытный разговор, состоявшийся в 2009г. перед объединением новых краев.
- Зачем поддерживать школы, находящиеся в русскоязычных
волостях? Закроем. Деньги направим на одну большую среднюю школу, находящуюся в
центре края. Во-первых, сэкономим, во-вторых, внедрим то, что хотим.
- Господин, а сколько сейчас дают за снятие государственного
флага?
-???????
- Ну как же. На каждой школе висит государственный флаг.
Если вы закрываете школу, значит, снимаете государственный флаг. В крае вы
хотите закрыть 3 школы, значит, вы умышленно хотите снять 3
государственных флага. Дальше - больше.
Вы прекрасно знаете, что если закрыть школы, то скоро надо закрывать и
волостные управы. Еще плюс 3 снятых флага. Итого- 6 флагов. Сколько, господин,
тебе дадут за такую деятельность?
Господин покраснел и
ретировался. Школы в этом крае пока еще
существуют. Однако, противоречие в декларации ментальных ценностей и практики
их реализации остается.
Теоретизирование по
поводу сохранения ментальных ценностей было бы не столь ярким и насыщенным,
если бы не подпитывалось практикой жизни в отдельно взятой стране ЕС. А за
примерами далеко ходить не нужно.
Бывшая староверская деревня
Календари Гравёрской волости Аглонского края. По переписи населения 1897г. в
5-ти домах проживали 31 человек. Ровно через 100 лет стояло 2 дома, в которых насчитывалось всего
4 человека. Хозяйка одного из домов умерла по старости, вскоре дом сгорел,
следом ушел из жизни и хозяин, наследница проживает в Даугавпилсе. Хозяева
второго дома продали имущество бизнесмену
Юрису из Риги и уехали в
Даугавпилс. Новый хозяин вскоре прикупил еще земли, стал практически владельцем
всей бывшей деревни; теперь там идут разработки песка и торфа.
Второй пример из
бывшей староверской деревни Остров.
Опять же по переписи населения 1897г. в ней проживало в 6-ти домах 54 человека.
Теперь, в буквальном смысле слова, « прилетел вдруг волшебник в голубом
вертолете», Оскарс из Риги, начал скупать дома, землю, построил два новых
особняка, дал работу 5 местным жителям. В перспективе, видимо, также скупка
всей деревни и, возможно, открытие туристического бизнеса. Показательно, что
одного собственника дома из этой деревни социальные службы волости
поместили в пансионат. Всего же в пансионат из нашей волости только за этот год
направлено 3 человека. И очередь только увеличивается.
Примеры можно
продолжить…
Совершенно очевидно,
что заниматься традиционными видами хозяйствования никто не хочет. Каждый новый
собственник рассматривает свое имущество с точки зрения извлечения сиюминутной
выгоды, жить здесь не собирается. Старые хозяева умирают, уезжают или направляются
в пансионаты.
Все течет, все меняется. Государства
рождаются, растут и разрушаются, а библейский вопрос: быть или не быть - остается. Так, наверное, и приходит человек к пониманию вечного, непреходящего…
Игорь Платонов, магистр
истории.
|