Суббота, 27.04.2024, 01:00
Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела
Ковалевская старообрядческая община [97]
Страницы истории [239]
Доклады [12]
Родословная роспись [6]
Кривошеевская старообрядческая община [11]
Юбиляры года [13]
Иконы


Вознесение Пророка Илии Деисус
Бюллетень ЦС ДПЦЛ.
Форма входа

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Посетители за день
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Наш баннер
Ковалевская старообрядческая община
Скородихин-генеалогическое древо
Ссылки
Подвиг Народа Яндекс.Метрика ОБД Мемориал


Главная » 2019 » Декабрь » 13 » Испытание интернетом.
20:06
Испытание интернетом.

Испытание интернетом.

Вот уже почти 20 лет, как интернет прочно вошел в повседневную жизнь простого европейца, в том числе старовера. Оплаты по счетам и прочие банковские операции, почта, поиск и использование различной информации, социальные сети, размещение видео- и-аудио продукции и т.д. и т.п. Выросло целое поколение молодых людей, которые не мыслят современную жизнь без интернета. Изменилось отношение к новинке и у людей старше 60- ти.

Когда в середине 19 в. появились первые железные дороги и паровозы, поначалу у староверов было устойчивое желание добираться со своей незамысловатой сельхозпродукцией до городского рынка по старинке, на лошади, но, увидев, как их обходят по времени и объему конкуренты, наши предки передумали и стали использовать новую возможность себе во благо.

Более впечатляющим примером, и более наглядным для латгальских староверов, стало появление авиации. Как-то вдруг появились и полетели в окрестностях Двинска (ныне Даугавпилса) первые аэропланы. Очевидцы события в дальнейшем рассказывали своим внукам и правнукам о двух совершенно противоположных реакциях тогдашних староверских наставников. Один перекрестился, улыбнулся и сказал: « Все волею Божией!» Другой же бросился бежать по деревне с криком: « Конец света! Спасайтесь!», заперся у себя дома и несколько дней не выходил на улицу.

Так и повелось с тех пор: одни воспринимали новинки науки и техники как очередной « конец света», другие как Божью помощь в мирских делах, третьи пытались согласовать обе названные точки зрения и представить появление новинок как «испытание Божие».

Бурный 20 век принес открытия и изобретения, которые очень быстро входили в повседневный обиход людей (радио и холодильники, автомашины и мотоциклы, телефоны и телевизоры…). Нынешнее столетие не стало исключением. И вопрос всегда один: во благо или во вред используется новшество.

Староверы идут в ногу со временем. С помощью интернет-банка производят финансовые операции, знают об опасности хакерского взлома счета, осваивают новые формы защиты денежных средств. Давно пользуются такими видами мобильного общения на расстоянии как скайп (Skype) и вацап (Whats App). Некоторые общины обзавелись собственными сайтами, на которых размещают информацию о своей истории и современности. Появились и давно работают отдельные группы в социальных сетях. Что же обсуждают современные староверы в интернет-пространстве?

Если на поставленный вопрос отвечать одной фразой, то «всю актуальную в данный момент информацию». Кстати, статья 100 Конституции Латвии это разрешает: « Каждый имеет право свободно получать, хранить и распространять информацию, выражать свои взгляды. Цензура запрещается».

Староверов Латвии, как и всех других жителей страны, конечно, волнуют политические вопросы: роспуск и выборы в Сейм, роспуск и выборы в Рижскую думу, административно-территориальная реформа, демонстрации медиков и учителей, обсуждение и принятие Сеймом распоряжений Брюсселя, повышение пенсионного возраста и налогов, урезание пособий по безработице и зарплат, массовое закрытие сельских школ и резкое сокращение возможности получения среднего и высшего образования. Староверы всегда были и остаются до сих пор законопослушными гражданами страны, выполняют свой гражданский долг, активно голосуя на выборах разных уровней и референдумах, участвуя в обсуждении всех важных вопросов в новостных и социальных сетях.

Многие высказывания, с которыми согласны и староверы, абсолютно справедливы. « Верховный Совет ЛССР штамповал под копирку указы Москвы, нынешний Сейм штампует приказы из Брюсселя. О том ли мы мечтали в конце 80-х- начале 90-х годов?» « Зачем принимать Стамбульскую конвенцию, если уже есть свои Уголовный и Административный кодексы?» « В результате административно- территориальной реформы существенно сокращается количество депутатов муниципального уровня, не пора ли продолжить реформу и также сократить количество депутатов Сейма?» « За последние 30 лет количество жителей Латвии сократилось только по официальной статистике на 800 тысяч, около 300 тысяч переехали на постоянное проживание в другие страны, хотя и сохраняют по большей части латвийское гражданство, еще порядка 100 тысяч работают вахтенным способом- не пора ли прочитать статью 71 Уголовного кодекса Латвии и призвать к ответу виновных в такой печальной демографической ситуации?»

Староверы не остались в стороне при обсуждении темы о мешках КГБ. В итоге оказалось, что обсуждать – то и нечего. Около 80% персон из картотеки либо уже пенсионеры, либо готовятся ими стать, ни в каких важных делах не замечены, высоких постов не занимают. Еще большая группа лиц запаслась решениями судов, доказывающих их непричастность к зловещим карающим органам развалившегося государства. Страсти, которые нагнетались средствами массовой информации и нечистоплотными политиканами, на поверку оказались пустышкой.

Хотелось бы обратить внимание читателей на обсуждения узкого круга так называемых староверских интеллектуалов. В 2019году, например, здесь продолжались дискуссии по поводу выхода в свет ряда книг.

Несмотря на объем, мелкий шрифт и дороговизну фолианта депутата латвийского Сейма Владимира Владимировича Никонова « Резекне перед третьим пришествием», данный труд был прочтен и обсужден. Конечно же, у немногочисленных читателей возникло недоумение по поводу вольного обыгрывания термина «пришествие». Неоправданной показалась и обильная компиляция уже изданных книг. И почему именно этих? Антисоветская риторика была актуальной в 70-80-годы прошлого века, к чему реанимировать ее спустя 30 лет после развала Советского Союза – тоже непонятно? Достоинствами книги, безусловно, являются цитирование и публикация неизвестных мемуаров, писем, документов и фотографий, введение в информационное пространство архивных материалов.

Продолжилось обсуждение трудов Александра Владимировича Пыжикова (1965 — 2019) — российского историка и государственного деятеля, специалиста по истории России 50-60-х годов XX века, доктора исторических наук, профессора, ушедшего от нас 17 сентября этого года. «Грани русского раскола» 2013г., « Корни сталинского большевизма»2015г. и « Славянский разлом»2017г. вызвали в свое время обильную критику у староверов. В социальных сетях разворачивались целые баталии по поводу книг, высказываний и интервью автора. Многие критики, являясь с давних пор друзьями профессора, писали Александру Владимировичу сообщения в «личку». Страсти улеглись с выходом в свет последней его книги « Взлет над пропастью» 2018г., где автор, существенно пересмотрев свои позиции, изложил материал более объективно, точно и здраво.

Непонятым высказыванием можно считать выпуск антологии « Русское старообрядчество в истории и современности России» 2018г. Книга тиражом 500 экземпляров, видимо, и предполагалась для очень узкого круга читателей. Философообразные этюды, понятные только авторам статей, разбавлены текстами 17-18 веков, которые, конечно же, для читателей 21 века требуют перевода на современный литературный русский язык. Больший интерес вызвали размещенные в антологии статьи о современности, хотя их и можно найти в интернете. Если Александр Пыжиков в своих трудах выводил староверов альфой и омегой « русской революции» 1905 и 1917гг., то авторы почти тысячестраничного фолианта вообще не касаются политической стороны староверия, делая упор в лучших традициях никонианской пропаганды на обрядность. Социально-бытовая сторона жизни староверов не затронута, судебные баталии последних десятилетий не упомянуты вовсе. Труд, заявленный антологией (др.-греч. ἀνθολογία, дословно «собрание цветов, цветник»), большой, дорогостоящий, но пустой.

Особняком стоит книга Антонины Александровны Завариной (1928-2015), изданная Рижской Гребенщиковской старообрядческой общиной в этом году. В основу издания положены историко-этнографические очерки автора « Русское население восточной Латвии во второй половине 19в.- начале 20 в.», известные большому количеству читателей с давних пор и доступные в интернете (http://www.russkije.lv/ru/pub/read/rnvl/). В сборник добавлены статьи, написанные в 90-е годы прошлого века, но нигде не публиковавшиеся ранее. Тексты просты в прочтении, интересны, понятны, рассчитаны на массового читателя.

В завершении обзора книг, заинтересовавших староверских интеллектуалов, стоит упомянуть последние два труда Андрея Мартьянова (псевдоним Gaius Anonimus) « После Рима» и « Вокруг Апокалипсиса», вышедшие в этом году. Их отличает потрясающее чувство истории автора и широчайшие знания в области мифологии и культурологии, они читаются на одном дыхании и захватывают с самых первых страниц. Книги не связаны напрямую с темой староверия, но дают представление о становлении и развитии христианства в Европе, полезны для общего развития. Книга Юлии Латыниной « Иисус» 2018г., заявленная как историческое расследование и посвященное возникновению и становлению христианства, для более подготовленных читателей.

Интернет, при всех его минусах и критике, дал возможность свободно обсуждать любую животрепещущую и злободневную тему, напрочь разрушил иерархию в области информации, позволил общаться на огромном расстоянии. Многие, далеко не все, с достоинством прошли это Божье испытание и готовы к новым искушениям и новшествам.

Неисповедимы пути Господни.

Игорь Платонов, магистр истории.

Категория: Страницы истории | Просмотров: 1111 | Добавил: Igor11
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]