Пятница, 26.04.2024, 09:38
Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела
Ковалевская старообрядческая община [97]
Страницы истории [239]
Доклады [12]
Родословная роспись [6]
Кривошеевская старообрядческая община [11]
Юбиляры года [13]
Иконы


Вознесение Пророка Илии Деисус
Бюллетень ЦС ДПЦЛ.
Форма входа

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Посетители за день
Поиск
Календарь
«  Август 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Наш баннер
Ковалевская старообрядческая община
Скородихин-генеалогическое древо
Ссылки
Подвиг Народа Яндекс.Метрика ОБД Мемориал


Главная » 2012 » Август » 21 » Отношение государственной власти к старообрядческим общинам Латвии ( 1944-1964). Часть 2.
14:52
Отношение государственной власти к старообрядческим общинам Латвии ( 1944-1964). Часть 2.

Часть 2.

  В отличии от Сталина, Н.Хрущев в борьбе против Церкви основывался больше на идеологических аспектах . Новый вождь яро верил в построение коммунистического общества, в котором не было места религии. Однако, чтобы сохранить мнение о " хрущевской либерализации", поднять авторитет СССР в Европе, были сделаны шаги, свидетельствующие об улучшении положения Церкви в СССР. Но следует отметить, что это была искусственная, наигранная либерализация, по крайней мере в том, что касалось вопросов религии. В то же время, 1955-1957 годы были одними из благополучных – открывались церкви, была разрешена публикация литературы религиозного характера, понемногу возвращалось финансирование религиозных организаций.

   Изменения были заметны также на примере старообрядческих общин. Статистические данные свидетельствуют о том, что в период с 1954 по 1956 год количество моленных увеличилось с 69 до 74, а количество зарегистрированных наставников  увеличилось с 54 до 60.

Год

Кол-во зарегистрированных

моленных

Кол-во зарегистрированных

наставников

1954 год

69[1]

54[2]

1956 год

74[3]

60[4]

 

     Открытая религиозная жизнь не была одобряема, все-таки правительство пыталось ее ограничивать и контролировать. Однако, это не касалось внутренней жизни религиозных организаций. Иногда, общины могли даже получить помощь со стороны государственных институций. Так, в 1956 году Лиепсалская старообрядческая община, здание которой находилось в аварийном состоянии и нуждалось в срочном ремонте, обратилось за помощью в предоставлении материала для ремонта – в ответ на просьбу, Исполнительный Комитет Крустпилского района выделил общине 15 м3 дерева. [5]

   1957 год был годом начала усиленной атеистической пропаганды. Для сравнения – в 1956 году в СССР было прочитано 1875 лекций, а в 1957 году – 3875.[6] Наравне с усилением пропаганды, усилился также контроль над общинами. После проведения очередной проверки зарегистрированных старообрядческих общин в Латвии были выявлены и устранены некоторые нарушения. Например, констатировали, что Эзермуйжская старообрядческая община, которая строила моленную, не была зарегистрирована по правилам – в результате строительные работы были прекращены, а моленная была ликвидирована. [7]

    В сравнении с политикой Сталина, следует отметить, что борьба против Церкви в 1960-1960-ые годы ожесточилась, стала более непримиримой. В 1958 году вышел закон о запрете паломничества, государственные библиотеки чистились от литературы религиозного содержания, были внесены запреты также на звон церковных колоколов, в некоторых случаях запрещали проводить ремонтные работы в церквях и моленных. Правительство продолжало давить на Церковь также и с финансовой стороны – в сравнении с 1945-1955 годами в два раза повысили налог на землю (включая также территории церковных кладбищ), в два раза также был поднят налог на доходы свечных мастерских. [8]

   В обществе царила атеистическая атмосфера и не всегда молодежь имела смелость противостоять официальной линии правительства. Если люди в возрасте редко отказывались от веры, то молодые люди не всегда были готовы рисковать учебой или работой. Так, социологические исследовали, проводимые в 1960-1970-х годах показали, что молодые люди в возрасте 18-25 лет составляли всего 2% от всех членов Латвийских старообрядческих общин.[9] Эти цифры подтверждают слова наставника Резекненской Кладбищенской общины Василия Быстрова, который отметил, что В храм ходили только люди в преклонном возрасте, для молодежи путь к Богу был закрыт.[10]

   Однако следует отметить, что успехи столь активной антирелигиозной пропаганды были минимальны, по крайней мере, говоря о старообрядческих общинах. Анализируя деятельность Кампишской старообрядческой общины с 1951 по 1963 год, следует отметить, что  большее количество прихожан отмечено в 1963 году, количество крещений в 1957 году было в два раза больше, чем в 1951-1953 годах.

Кристина Новикова, магистр истории.

 

 

 



[1] ЛГА, ф.1448, оп.1., д.31, стр.2

[2] ЛГА, ф.1448, оп.1., д.31, стр.2

[3] ЛГА, ф.1448, оп.1., д.33, стр.14

[4] ЛГА, ф.1448, оп.1., д.33, стр.14

[5] ЛГА, ф.1448, оп.1., д.95, стр.27

[6] Шкаровский М.В. Русская православная церковь и Советское государство в 1943-1964 годах. -  Санкт-Петербург, 1995. -  стр.57

[7] ЛГА, ф.1448, оп.1., д.95, стр.30

[8] Леонов А. - Хрущевский удар по православию.Об антицерковной кампании 1958-1964 гг. -

http://www.pravoslavie.ru/smi/727.htm (см.08.112.09)

[9] Podmazovs A. - Vecticība Latvijā. -  Rīga, 2001. -  150.lpp.

[10] Быстров В. -  К 140-летию храма Резекненской Кладбищенской общины. -  Поморский Вестник №2 (11), стр.7

 

Категория: Страницы истории | Просмотров: 498 | Добавил: rurikov1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]