Среда, 08.05.2024, 16:11
Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела
Ковалевская старообрядческая община [97]
Страницы истории [239]
Доклады [12]
Родословная роспись [6]
Кривошеевская старообрядческая община [11]
Юбиляры года [13]
Иконы


Вознесение Пророка Илии Деисус
Бюллетень ЦС ДПЦЛ.
Форма входа

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Посетители за день
Поиск
Календарь
«  Июнь 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Наш баннер
Ковалевская старообрядческая община
Скородихин-генеалогическое древо
Ссылки
Подвиг Народа Яндекс.Метрика ОБД Мемориал


Главная » 2015 » Июнь » 21 » Староверская встреча в Екабпилсе.
13:16
Староверская встреча в Екабпилсе.

Староверская встреча в Екабпилсе.

   14 июня 2015г. в Екабпилсском  древлеправославном Свято-Покровском   храме прошла встреча староверского духовенства  и интеллигенции. На повестке дня стояли животрепещущие вопросы: как вернуть молодое поколение староверов в храм, как не растерять и передать  богатейшую  религиозно-нравственную традицию нашим потомкам, какими силами и  методами  проводить обучение.

    Еще 18 мая сего года, на совместном  Предсоборном заседании Центрального Совета и Духовной Комиссии Древлеправославной Поморской Церкви Латвии, прошедшем в молитвенном храме Малютинско-Юдовской  общины, была высказана озабоченность  по поводу духовного воспитания староверской молодежи и дано поручение подготовить к Вселатвийскому Собору Древлеправославной  Поморской Церкви, который пройдет 20 июля в Гайковском старообрядческом храме, доклад  на тему « Проблемы духовного воспитания староверской молодежи  в светских школах».

    Духовные наставники, преподаватели воскресных и светских школ, видные общественные деятели латвийского староверия,- всего около 40 человек,-  в  воскресный  летний  день, невзирая на расстояние, транспортные расходы, жару  и личную занятость, уже своим прибытием выразили крайнюю обеспокоенность за завтрашний день  Староверия в Латвии. Последовавшее же 3-х часовое обсуждение насущных проблем воспитания староверской молодежи   позволило  присутствующим обменяться мнениями, выразить свое видение решения поставленных  задач, задать вопросы и по возможности получить на них ответы.

Каждое из выступлений было своеобразным и неподдельно интересным, задевало душу и наталкивало на размышления.   Некоторые из  них  хотелось бы процитировать или упомянуть конспективно.

« Проблема молодежи - это вечная проблема, важная, которую решали прошлые поколения  и которая остро стоит сегодня. Ее нужно исследовать и постараться исправить, сделать так, чтобы молодежь захотела прийти в храм, получить духовное воспитание»,- сказал Владимир Леонтьевич Иванов, духовно окормляющий Екабпилсскую  староверскую общину, задав тем самым тон всей встрече.

 О. Феодор Павлович Бехчанов, заместитель Председателя  Духовной Комиссии ДПЦЛ и духовный наставник Ливанской общины,  в своем приветственном слове к собравшимся выразил озабоченность по поводу  пагубного  влияния на подрастающее поколение староверов таких социальных бед, как пьянство и наркомания, увлечения рок-музыкой, магией, предостерег от вездесущего соблазна сектанства. К сожалению, не все родители понимают всю  опасность вредных привычек и увлечений. Далее были приведены примеры из Библии и истории христианской церкви, которые демонстрируют нам  силу веры и готовность к искреннему служению Богу  с самого юного возраста: пророк Даниил и три отрока, пророки Иеремия и Исайя, царь Давыд, Иоанн Златоуст, Сергий Радонежский. Закончил свое выступление о.Феодор словами: « Школа должна помочь в духовном воспитании, потому что лучше преподавателей никто не знает поведения своих учеников, их нравственного  состояния…Если есть зерно веры, то преподаватель найдет это зерно и обратит человека к храму».

   Иоанн Алексеевич Жилко, духовно окормляющий  Малютинско-Юдовско общину и являющийся заместителем Председателя ЦС ДПЦЛ, приветствовал присутствующих от имени Центрального Совета ДПЦЛ  и в своем выступлении отметил: « Существуют воскресные школы, существуют детские лагеря, но оказывается, что этого недостаточно, чтобы заложить основы христианского воспитания». Предложил также отмечать «День семьи» 8 июля (по современному календарю день  памяти преподобных Петра и Февронии) и  подумать о формах его проведения.

   Александр Иванович Иванов, председатель «Гильдии» предпринимателей, задался актуальными вопросами: что же собой представляет современная староверская молодежь, каковы ее жизненные идеалы и приоритеты, какое место в них занимают образование и духовное воспитание. К сожалению, констатировал известный предприниматель,  приоритетом молодежи являются материальные блага, для достижения коих наши молодые староверы стремятся в ненаукоемкую и  относительно стабильную сферу обслуживания или вовсе уезжают за границу. Участников встречи предостерег: « Не нужно рождать параллельные процессы. Нужно эффективно использовать то, что уже существует».

   О. Илья Алексеевич Жилко, духовный наставник 1-й Даугавпилсской (Новостроенской) общины и руководитель молодежной комиссии при ЦС ДПЦЛ, заострил внимание присутствующих на проблеме организации преподавания «Закона Божия» для староверов г.Даугавпилса – родители (!) не хотят,  чтобы был такой предмет в школе. О.Илья  выразил также озабоченность по поводу ухода людей из Староверия. Есть проблемы и в воскресных школах.

  Николай Тимофеевич Иванов, ректор РГДУ, подробным образом осветил позитивный пример создания духовного училища при Рижской Гребенщиковской общине, рассказал о ближайших планах и перспективах развития.

    Ваш покорный слуга, имеющий за плечами 22-летний педагогический опыт, выделил в многогранной и глубокой проблематике духовного воспитания  три основных аспекта, на которых остановился подробнее: в какой системе координат мы находимся в настоящее время, что можем сделать уже сейчас, отдельно методика (также методические разработки) и самообразование.

    Отправной точкой отсчета был предложен вопрос: сколько же староверов в Латвии сегодня? Если мы отвечаем, что нас около 100 тыс. ( цифра из переписи населения Латвии 1935г., - т.е. 80 лет обратно,- которая не учитывает 2-ю мировую войну с ее жертвами и перемещениями людей, советский безбожный период, со всеми его демографическими экспериментами, закрывает глаза на негативные экономико-бытовые условия последних 25 лет жизни), к тому же  по подсчетам  латвийского общественного деятеля Юриса Пайдерса к Староверию Латвии может относиться от 200 до 250 тысяч человек, то – все прекрасно. Более 60-ти общин, 15 всевозможных общественных организаций, печатные издания и сайты, училище, гильдия предпринимателей. Зачем суетиться? Если мы признаем цифру 7 тыс. ( данные неизвестного происхождения на 2004г., которые зафиксированы на сайте «Reliģiju enciklopēdija» и часто тиражируются в латышской прессе), то суетится не стоит, потому что уже слишком поздно что-либо предпринимать. Очень похожей на правду представляется цифра 34517, которую выдало  латвийское министерство юстиции четыре года обратно  (https://lv.wikipedia.org/wiki/Latvijas_demogr%C4%81fija), основываясь на результатах переписи населения 2011г. и своей базе данных, а это значит, что у нас еще есть шанс и встречаемся мы не зря.

   Учителя основных общеобразовательных школ, духовные наставники, уставщики/цы и клирошане, родители и  просто неравнодушные люди – весь этот потенциал должен быть задействован  в деле духовного воспитания. Очень большая надежда на продуктивную методическую деятельность преподавателей, учащихся и выпускников РГДУ. Не нужно забывать о самообразовании – библиотеки и интернет должны активно использоваться во благо Староверия. Хочется надеяться, что поднятая актуальнейшая  тема не будет « заболтана»!

   Выступление Елены Васильевны Матьякубовой, известного педагога и общественного деятеля Латвии, достойно отдельной публикации. В рамках данной статьи отметим только, что Елена Васильевна значительно расширила горизонты возможностей  для образования и воспитания юных староверов и добавила для обсуждения  ряд новаторских идей: база данных для учителей – староверов Латвии, волонтерские проекты, профессионально - техническое училище для староверов. По ее мнению, староверское воспитание должно дать староверской молодежи « внутренний стержень», придать силы, энергии и инициативы, привить иммунитет на провокации и соблазны  внешнего мира. Нам нужны такие встречи, круглые столы, семинары и конференции для простого человеческого общения, обмена опытом, методическими разработками, оценки ситуации, обозначения и решения возникающих проблем. Не стоит забывать простую формулу любого образования и воспитания: ребенок – родители – школа.

     « Мы живем в такое время, в какое живем. И живем мы в тех условиях, в которых живем. И условия изменить щелчком выключателя мы не сможем никак. И наше выживание зависит только от того, как мы в этих условиях будем действовать»,- эмоционально начала свое выступление Ина Сергеевна Кирничанская, педагог и администратор  с многолетним стажем работы, подтвердив далее факты ухода людей из Староверия и напомнив, что вся Европа,- и Латвия в том числе,- уже давно находятся под угрозой активной исламизации. Наши сельские общины пустеют и храмы сельские закрываются, однако, заботливые деятели ислама скрупулезно подсчитали и нанесли на карты точное время восхода солнца над Данишевкой, Ковалевами, Масловом, Трестишками, Королевщиной,…Краславой, Даугавпилсом, Ригой. От себя добавлю, что уже есть примеры перехода бывших староверов в ислам.  И еще одно больную тему затронула Ина Сергеевна.  В городах  и селах Латгалии в последнее время часто проходят юбилейные и прочие   мероприятия, связанные с историей того или иного населенного пункта, где различные творческие коллективы, отдельные представители малых и больших этнических, культурных и религиозных  групп и  обществ так или иначе  участвуют в торжествах ( священники иных христианских конфессий, например, присутствуют, поздравляют, произносят духовно-нравственные речи)  – только нет среди них староверов. Печально.

    Речь социолога и предпринимателя Дмитрия Щеголева изобиловала точными сравнениями, научной терминологией и  риторическими вопросами: « Если мы хотим привлечь молодежь, мы должны говорить с ней, узнавать ее, ведь она разная и постоянно  меняется в ритме времени…Детская литература для староверов, хозяйственная литература для староверов – где они? Приходится пользоваться тем, что есть, а есть литература инославных…Кто такой  духовный  наставник, тот, кто осуждает, запрещает и выгоняет из храма или тот, кто разговаривает с человеком, вникает в его проблемы, подставляет свое плечо нуждающемуся?» Дмитрий полон идей и творческих планов, в том числе и на староверском поприще – пусть с Божьей помощью они осуществятся.

Напомним, что, допустим, «Староверский общий календарь» на 1935г. публиковал массу полезной в хозяйстве информации; его экземпляры  до сих пор можно обнаружить в староверских домах. А проводившийся в предыдущие 3 года конкурс «имени Ивана Никифоровича Заволоко» как раз и являлся тем самым источником познания современной староверской молодежи.

    Давний исследователь Староверия и руководитель культурно-просветительского общества «Беловодье», Валерий Владимирович Плотников,  построил свое выступление на защите семейных традиций, защите «русскости» в самих староверах. Присутствующим Валерий Владимирович напомнил,  что  человек верующий – это человек, готовый сотворить или пережить  чудо.

    На Екабпилсской встрече староверы откровенно и прямо говорили о наболевшем, предлагали свои варианты решения проблем образования и воспитания староверской молодежи, делились опытом и строили планы на будущее. Прозвучали разные, порой противоположные друг другу мнения.

На встрече Елена Васильевна Матьякубова напомнила первые строки знаменитого стихотворения-думы М.Ю.Лермонтова: «Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее - иль пусто, иль темно...  Но там есть и такие строки: «Толпой угрюмою и скоро позабытой

Над миром мы пройдем без шума и следа,

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,

Потомок оскорбит презрительным стихом,

Насмешкой горькою обманутого сына

Над промотавшимся отцом.»

   Хочется надеяться, что данная встреча послужит во благо Староверия и строки поэта  не окажутся столь пророческими.

Игорь Платонов, член ЦС ДПЦЛ.

P.S. Данная статья есть призыв к обсуждению, прямому и  конструктивному диалогу на одну из актуальнейших проблем современного Староверия в Латвии. Все замечания, комментарии и пожелания можно направлять на электронный адрес: rurikov@inbox.lv  Анонимные и оскорбительные послания рассматриваться не будут. 

            

Категория: Доклады | Просмотров: 744 | Добавил: rurikov1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]