Понедельник, 22.10.2018, 18:37
Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела
Ковалевская старообрядческая община [92]
Страницы истории [234]
Доклады [12]
Родословная роспись [6]
Кривошеевская старообрядческая община [11]
Юбиляры года [13]
Иконы


Вознесение Пророка Илии Деисус
Бюллетень ЦС ДПЦЛ.
Форма входа

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Посетители за день
Igor11
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Наш баннер
Ковалевская старообрядческая община
Скородихин-генеалогическое древо
Ссылки
Подвиг Народа Яндекс.Метрика ОБД Мемориал


Главная » 2018 » Сентябрь » 24 » Забытый визит.
10:49
Забытый визит.

Забытый визит.

   24 сентября Папа Римский Франциск посетил Латвию. Четверть века обратно, 8 сентября 1993г., в нашей стране с официальным визитом пребывал  Папа Римский Иоанн Павел II. Посещения  столь высоких гостей стали поистине знаменательными событиями в истории признания и развития молодого латвийского  государства, праздником для верующих. Сегодня хотелось бы рассказать о визите представителя папского престола, который за давностью веков оказался незаслуженно забытым, хотя в свое время  оказал большое значение на  ход истории Балтии.

      Антонио Поссевино (итал. Antonio Possevino,1534 — 26 февраля 1611) — секретарь генерала ордена Общества Исуса, папский легат в Восточной Европе, ректор падуанской академии. С 1581 по 1583 годы принимал деятельное участие в политической жизни Московского государства, Ливонии и Речи Посполитой. Впоследствии  Поссевино написал исторические сочинения о своем визите, в частности, труд «Московия», опубликованный впервые в Вильно в 1586 году и небольшой трактат «Ливония», который был найден и опубликован лишь в 19в. Сохранились также некоторые его письма за данный период и протоколы Ям-Запольского перемирия.

   Несколько слов о политической жизни того времени. Идет Ливонская война. Польский король Стефан Баторий одерживает ряд побед над Московией, и  Иван IV вынужден приступить  к мирным переговорам, для чего в августе 1580 года решает обратиться к папе Римскому Григорию XIII за посредничеством. Римская курия посылает для ведения переговоров иезуита Поссевино, который также  пытается  склонить Ивана IV к унии с католицизмом. Состоялись знаменитые богословские беседы, которые ничем не закончились, однако Ям-Запольское перемирие было заключено в феврале 1582г.

   Легат Поссевино проехал по Ливонии, посетил   Ригу, Дерпт (Тарту), Вильнюс. Его аналитический  трактат «Ливония»  дает бесценный  материал для историков, политологов, этнографов, богословов и просто интересующихся.

   Примечательно первое предложение: « Ливония принадлежит к народам Европейской Сарматии, находящейся на севере Европы, омывается Венедским заливом или Балтийским морем…». Далее автор пытается дать трактовку термину «ливонцы». Ссылаясь на историков того времени, он пишет: « Во время тирании цезарей отряд римлян, гонимый жестокостью правителей, покинул страну. Они получили название «ливонцев» от Либона (командира этого отряда). Доказательством этому может служить река Либа и город того же названия, расположенный при ее впадении в Балтийское море».

  Перечислив христианских миссионеров, принесших свет нового учения местным жителям, Поссевино делает вывод: « Чтобы повсюду искоренить варварство, он (епископ моденский Вильгельм) основал орден, или товарищество, которое было названо воинством  христовым, несущим знак Креста….Так появилась и распространилась в Ливонии христианская религия». Автор самокритичен: « …действия  крестоносцев в Ливонии были настолько нечестивы, что все лучшие люди считали, что этот орден скорее нужно уничтожить до основания, чем поддерживать».

   Появление лютеранства и попытки русских князей захватить Ливонию иезуит Поссевино объясняет воздаянием за грехи. « Рвение католических священников, больше заботящихся об охране дел человеческих, нежели духовных, также остыло, между тем как ересь набирала свои силы и самым основательным образом расшатала положение в этой области, славящейся своей плодородной почвой, сильными крепостями, воинской доблестью, к тому же столь удобной для ввоза и вывоза товаров по морю и рекам…богатства ордена, собранные дурными средствами, были до основания исчерпаны, и дела пришли в совершенный упадок».

   Антонио Поссевино был не только резким критиком, сегодня его можно было бы назвать кризис-менеджером. Деятельный иезуит в своем трактате предлагал принять некоторые меры по улучшению ситуации. Во-первых, продолжить увеличение кадров собственно Ордена иезуитов на территории Ливонии. Тех «братьев», что есть в Риге, Вильно и Дерпте явно недостаточно.

   Во-вторых, Поссевино был явно обеспокоен демографической ситуацией в Ливонии, которая к тому моменту казалась критической. «…Еще нужно решить на деле, а не путем долгих рассуждений, кого именно, каким образом и с помощью кого нужно привезти из числа католиков». Автор предлагал поискать будущих колонистов в Валлисе, области между Швейцарией и Италией, где много мастеров и ремесленников, готовых переселиться хоть куда. По его мнению, очень необходимы  в Ливонии были в то время врачи, купцы и типографы.

   Большие надежды иезуит Поссевино возлагал на образование,  увеличение количества школ, семинарий, типографий. Знать молитвы - это хорошо, но также необходимо знать Священное Писание и разбираться в богословских тонкостях христианского учения, знать историю церкви Христовой, с помощью диспутов и соответствующей литературы уметь подавлять и наставлять еретиков и заблудших.

   Поссевино много сил прилагал также в деле обороноспособности Ливонии. Его послания духовным и светским руководителям проникнуты неподдельной заботой о сохранности католического форпоста у границ Московии. Надо помнить, что многие формулировки Ям-Запольского перемирия написаны или подсказаны именно папским легатом. Одна из статей гласит: « К тому же великий государь наш, царь и великий князь русский Иван Васильевич не должен учинять войн, препятствий и обид и не вести войну против земли Курляндской, а также земли Ливонской: против города Рига…, Режица, Луза,…Курслов (Краслава)…».

   Можно поставить вопрос: что же из предложенного иезуитом осуществилось? Во-первых, орден Общества Исуса активно трудился в Латгалии, первые упоминания о Аулеи и Извалте относятся к первой половине 17в., известны их коллегии в Краславе и Даугавпилсе, первые школы в Латгалии опять- таки стали открывать иезуиты. Во-вторых, деятельное участие на ниве богословия и просвещения принял орден доминиканцев, заложивший столь почетаемый сейчас  храм в Аглоне. В-третьих, польские помещики, владевшие землями в Латгалии, стали переселять из своих белорусских, литовских и польских владений крестьян и ремесленников, размещать бегущих от религиозных гонений в Московии староверов, бегущих от геноцида на Украине евреев,  улучшив тем самым демографическую ситуацию в регионе.

   Труды Антонио Поссевино издавались  Московским университетом  в 1983г., доступны в интернете. Многое из написанного иезуитом 16в. требует критического прочтения и пересмотра, однако, на наш взгляд,  сам трактат в целом не потерял актуальности до сих пор.

Игорь Платонов.    

 

 

 

 

Категория: Страницы истории | Просмотров: 20 | Добавил: Igor11
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]