Староверская встреча в Екабпилсе.
14 июня 2015г. в Екабпилсском древлеправославном Свято-Покровском храме прошла встреча староверского духовенства и интеллигенции. На повестке дня стояли животрепещущие вопросы: как вернуть молодое поколение староверов в храм, как не растерять и передать богатейшую религиозно-нравственную традицию нашим потомкам, какими силами и методами проводить обучение.
Еще 18 мая сего года, на совместном Предсоборном заседании Центрального Совета и Духовной Комиссии Древлеправославной Поморской Церкви Латвии, прошедшем в молитвенном храме Малютинско-Юдовской общины, была высказана озабоченность по поводу духовного воспитания староверской молодежи и дано поручение подготовить к Вселатвийскому Собору Древлеправославной Поморской Церкви, который пройдет 20 июля в Гайковском старообрядческом храме, доклад на тему « Проблемы духовного воспитания староверской молодежи в светских школах».
Духовные наставники, преподаватели воскресных и светских школ, видные общественные деятели латвийского староверия,- всего около 40 человек,- в воскресный летний день, невзирая на расстояние, транспортные расходы, жару и личную занятость, уже своим прибытием выразили крайнюю обеспокоенность за завтрашний день Староверия в Латвии. Последовавшее же 3-х часовое обсуждение насущных проблем воспитания староверской молодежи позволило присутствующим обменяться мнениями, выразить свое видение решения поставленных задач, задать вопросы и по возможности получить на них ответы.
Каждое из выступлений было своеобразным и неподдельно интересным, задевало душу и наталкивало на размышления. Некоторые из них хотелось бы процитировать или упомянуть конспективно.
« Проблема молодежи - это вечная проблема, важная, которую решали прошлые поколения и которая остро стоит сегодня. Ее нужно исследовать и постараться исправить, сделать так, чтобы молодежь захотела прийти в храм, получить духовное воспитание»,- сказал Владимир Леонтьевич Иванов, духовно окормляющий Екабпилсскую староверскую общину, задав тем самым тон всей встрече.
О. Феодор Павлович Бехчанов, заместитель Председателя Духовной Комиссии ДПЦЛ и духовный наставник Ливанской общины, в своем приветственном слове к собравшимся выразил озабоченность по поводу пагубного влияния на подрастающее поколение староверов таких социальных бед, как пьянство и наркомания, увлечения рок-музыкой, магией, предостерег от вездесущего соблазна сектанства. К сожалению, не все родители понимают всю опасность вредных привычек и увлечений. Далее были приведены примеры из Библии и истории христианской церкви, которые демонстрируют нам силу веры и готовность к искреннему служению Богу с самого юного возраста: пророк Даниил и три отрока, пророки Иеремия и Исайя, царь Давыд, Иоанн Златоуст, Сергий Радонежский. Закончил свое выступление о.Феодор словами: « Школа должна помочь в духовном воспитании, потому что лучше преподавателей никто не знает поведения своих учеников, их нравственного состояния…Если есть зерно веры, то преподаватель найдет это зерно и обратит человека к храму».
Иоанн Алексеевич Жилко, духовно окормляющий Малютинско-Юдовско общину и являющийся заместителем Председателя ЦС ДПЦЛ, приветствовал присутствующих от имени Центрального Совета ДПЦЛ и в своем выступлении отметил: « Существуют воскресные школы, существуют детские лагеря, но оказывается, что этого недостаточно, чтобы заложить основы христианского воспитания». Предложил также отмечать «День семьи» 8 июля (по современному календарю день памяти преподобных Петра и Февронии) и подумать о формах его проведения.
Александр Иванович Иванов, председатель «Гильдии» предпринимателей, задался актуальными вопросами: что же собой представляет современная староверская молодежь, каковы ее жизненные идеалы и приоритеты, какое место в них занимают образование и духовное воспитание. К сожалению, констатировал известный предприниматель, приоритетом молодежи являются материальные блага, для достижения коих наши молодые староверы стремятся в ненаукоемкую и относительно стабильную сферу обслуживания или вовсе уезжают за границу. Участников встречи предостерег: « Не нужно рождать параллельные процессы. Нужно эффективно использовать то, что уже существует».
О. Илья Алексеевич Жилко, духовный наставник 1-й Даугавпилсской (Новостроенской) общины и руководитель молодежной комиссии при ЦС ДПЦЛ, заострил внимание присутствующих на проблеме организации преподавания «Закона Божия» для староверов г.Даугавпилса – родители (!) не хотят, чтобы был такой предмет в школе. О.Илья выразил также озабоченность по поводу ухода людей из Староверия. Есть проблемы и в воскресных школах.
Николай Тимофеевич Иванов, ректор РГДУ, подробным образом осветил позитивный пример создания духовного училища при Рижской Гребенщиковской общине, рассказал о ближайших планах и перспективах развития.
Ваш покорный слуга, имеющий за плечами 22-летний педагогический опыт, выделил в многогранной и глубокой проблематике духовного воспитания три основных аспекта, на которых остановился подробнее: в какой системе координат мы находимся в настоящее время, что можем сделать уже сейчас, отдельно методика (также методические разработки) и самообразование.
Отправной точкой отсчета был предложен вопрос: сколько же староверов в Латвии сегодня? Если мы отвечаем, что нас около 100 тыс. ( цифра из переписи населения Латвии 1935г., - т.е. 80 лет обратно,- которая не учитывает 2-ю мировую войну с ее жертвами и перемещениями людей, советский безбожный период, со всеми его демографическими экспериментами, закрывает глаза на негативные экономико-бытовые условия последних 25 лет жизни), к тому же по подсчетам латвийского общественного деятеля Юриса Пайдерса к Староверию Латвии может относиться от 200 до 250 тысяч человек, то – все прекрасно. Более 60-ти общин, 15 всевозможных общественных организаций, печатные издания и сайты, училище, гильдия предпринимателей. Зачем суетиться? Если мы признаем цифру 7 тыс. ( данные неизвестного происхождения на 2004г., которые зафиксированы на сайте «Reliģiju enciklopēdija» и часто тиражируются в латышской прессе), то суетится не стоит, потому что уже слишком поздно что-либо предпринимать. Очень похожей на правду представляется цифра 34517, которую выдало латвийское министерство юстиции четыре года обратно (https://lv.wikipedia.org/wiki/Latvijas_demogr%C4%81fija), основываясь на результатах переписи населения 2011г. и своей базе данных, а это значит, что у нас еще есть шанс и встречаемся мы не зря.
Учителя основных общеобразовательных школ, духовные наставники, уставщики/цы и клирошане, родители и просто неравнодушные люди – весь этот потенциал должен быть задействован в деле духовного воспитания. Очень большая надежда на продуктивную методическую деятельность преподавателей, учащихся и выпускников РГДУ. Не нужно забывать о самообразовании – библиотеки и интернет должны активно использоваться во благо Староверия. Хочется надеяться, что поднятая актуальнейшая тема не будет « заболтана»!
Выступление Елены Васильевны Матьякубовой, известного педагога и общественного деятеля Латвии, достойно отдельной публикации. В рамках данной статьи отметим только, что Елена Васильевна значительно расширила горизонты возможностей для образования и воспитания юных староверов и добавила для обсуждения ряд новаторских идей: база данных для учителей – староверов Латвии, волонтерские проекты, профессионально - техническое училище для староверов. По ее мнению, староверское воспитание должно дать староверской молодежи « внутренний стержень», придать силы, энергии и инициативы, привить иммунитет на провокации и соблазны внешнего мира. Нам нужны такие встречи, круглые столы, семинары и конференции для простого человеческого общения, обмена опытом, методическими разработками, оценки ситуации, обозначения и решения возникающих проблем. Не стоит забывать простую формулу любого образования и воспитания: ребенок – родители – школа.
« Мы живем в такое время, в какое живем. И живем мы в тех условиях, в которых живем. И условия изменить щелчком выключателя мы не сможем никак. И наше выживание зависит только от того, как мы в этих условиях будем действовать»,- эмоционально начала свое выступление Ина Сергеевна Кирничанская, педагог и администратор с многолетним стажем работы, подтвердив далее факты ухода людей из Староверия и напомнив, что вся Европа,- и Латвия в том числе,- уже давно находятся под угрозой активной исламизации. Наши сельские общины пустеют и храмы сельские закрываются, однако, заботливые деятели ислама скрупулезно подсчитали и нанесли на карты точное время восхода солнца над Данишевкой, Ковалевами, Масловом, Трестишками, Королевщиной,…Краславой, Даугавпилсом, Ригой. От себя добавлю, что уже есть примеры перехода бывших староверов в ислам. И еще одно больную тему затронула Ина Сергеевна. В городах и селах Латгалии в последнее время часто проходят юбилейные и прочие мероприятия, связанные с историей того или иного населенного пункта, где различные творческие коллективы, отдельные представители малых и больших этнических, культурных и религиозных групп и обществ так или иначе участвуют в торжествах ( священники иных христианских конфессий, например, присутствуют, поздравляют, произносят духовно-нравственные речи) – только нет среди них староверов. Печально.
Речь социолога и предпринимателя Дмитрия Щеголева изобиловала точными сравнениями, научной терминологией и риторическими вопросами: « Если мы хотим привлечь молодежь, мы должны говорить с ней, узнавать ее, ведь она разная и постоянно меняется в ритме времени…Детская литература для староверов, хозяйственная литература для староверов – где они? Приходится пользоваться тем, что есть, а есть литература инославных…Кто такой духовный наставник, тот, кто осуждает, запрещает и выгоняет из храма или тот, кто разговаривает с человеком, вникает в его проблемы, подставляет свое плечо нуждающемуся?» Дмитрий полон идей и творческих планов, в том числе и на староверском поприще – пусть с Божьей помощью они осуществятся.
Напомним, что, допустим, «Староверский общий календарь» на 1935г. публиковал массу полезной в хозяйстве информации; его экземпляры до сих пор можно обнаружить в староверских домах. А проводившийся в предыдущие 3 года конкурс «имени Ивана Никифоровича Заволоко» как раз и являлся тем самым источником познания современной староверской молодежи.
Давний исследователь Староверия и руководитель культурно-просветительского общества «Беловодье», Валерий Владимирович Плотников, построил свое выступление на защите семейных традиций, защите «русскости» в самих староверах. Присутствующим Валерий Владимирович напомнил, что человек верующий – это человек, готовый сотворить или пережить чудо.
На Екабпилсской встрече староверы откровенно и прямо говорили о наболевшем, предлагали свои варианты решения проблем образования и воспитания староверской молодежи, делились опытом и строили планы на будущее. Прозвучали разные, порой противоположные друг другу мнения.
На встрече Елена Васильевна Матьякубова напомнила первые строки знаменитого стихотворения-думы М.Ю.Лермонтова: «Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее - иль пусто, иль темно... Но там есть и такие строки: «Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.»
Хочется надеяться, что данная встреча послужит во благо Староверия и строки поэта не окажутся столь пророческими.
Игорь Платонов, член ЦС ДПЦЛ.
P.S. Данная статья есть призыв к обсуждению, прямому и конструктивному диалогу на одну из актуальнейших проблем современного Староверия в Латвии. Все замечания, комментарии и пожелания можно направлять на электронный адрес: rurikov@inbox.lv Анонимные и оскорбительные послания рассматриваться не будут.
|