Конференция в Риге 2010 год.
28-29 мая в Риге прошла Международная научная конференция " Рижские староверы : 250 лет культурно-исторического опыта".
Состоялось сие мероприятие при финансовом содействии Исландии, Лихтенштейна и Норвегии в рамках финансового инструмента Европейской Экономической зоны и латвийской государственной финансовой поддержке Фонда общественной интеграции.
На первый день было назначено шесть научных докладов. На второй - сорок один. Среди именитых и известных докладчиков , как обычно, появились молодые и совсем неизвестные. При проведении подобных мероприятий , кроме прослушивания собственно докладов, большое значение имеет общение участников " в кулуарах"- идет обмен информации, отстаиваются точки зрения, намечаются некие совместные действия или целые мероприятия. Мой доклад был посвящен краеведческой рутинной работе , без которой сейчас невозможно написать полноценного и интересного читателям материала о староверских, тем более сельских, общинах ни начинающему , ни маститому исследователю. Речь идет о привлечении в качестве первоисточников эксклюзивных интервью самих староверов ( краевед превращается в дотошного журналиста), данных, полученных при обследовании кладбищ ( краевед становится некрополистом), материалов, извлеченных из всемирной паутины интернета ( требуются определенные навыки и колоссальное терпение). Особо хотелось бы отметить работу краеведа с интернет-сайтами, содержащими подлинные документы ( адреса-www.lvva-raduraksti.lv , www.obd-memorial.ru и т.д.).
Свой доклад помещу отдельно на нашем же сайте. Позволю несколько наблюдений. Первое касается вообще работы самих исследователей. Совершенно понятно, что каждый из участников готовится к конференции долгое время, собирает и анализирует большой объем информации. И..."время вашего выступления 10 минут". Как можно уложить собранный материал в прокрустово ложе самоцензуры , от чего отказаться, чем пожертвовать, не пострадает ли сам доклад? Поэтому доклады выходят нечеткими, сумбурными и непонятными . Более того, когда выходят материалы конференции в печатном, полном и отредактированном, виде, участник прошедшего мероприятия вправе задаться вопросом : а тот ли доклад он слышал год обратно. Какие выходы из этой ситуации возможны? На мой взгляд, реальны два варианта. Первый - сокращение количества докладчиков. За то же время, что отведено для чтения докладов, выступают не 15 человек, а , допустим, 7. Время можно увеличить вдвое. Вопрос лишь в том, кого не обидеть из исследователей, не пригласив на мероприятие? Второй вариант- исследователи заводят собственные сайты. Можно размещать материал или убирать, редактировать по усмотрению и с учетом комментариев. Более продвинутые смогут совершать интернет-конференции, не выходя из дома. Проблема, естественно, возникает с пожилыми исследователями, которые не подготовлены к современным условиям. Собранные ими архивы ценны, и может быть имеет смысл найти молодых и современных последователей и единомышленников, владеющих компьютерной техникой. Интернет хорош еще и тем, что позволяет общаться участникам состоявшихся конференций и после их проведения, оперативно обмениваться информацией, договариваться и координировать совместные действия. Не могу не сказать об одном интересном случае, который произошел уже на завершающем собрании всех участников конференции. Гелиан Михайлович Прохоров, представитель многочисленной российской делегации, профессор ИРЛИ и СПб Духовной академии, взял слово и в своем пространном выступлении ни много ни мало предложил староверам Латвии переселяться в Россию, так как "коренное русское население там практически вымерло или спилось, огромные пространства находятся в запустении и ждут трудолюбивых и рачительных хозяев". В зале пошел недобрый шепот, отдельные участники открыто выразили свое возмущение столь бестактным предложением. О. Иоанн Жилко , выступивший визави, предложил сперва поинтересоваться у самих староверов : хотят ли они ехать в Россию. И далее, для начала диалога не плохо было бы узаконить положение староверов на территории Российской Федерации, приравняв по праву Древлеправославие к " традиционным конфессиям", как это сделано в некоторых странах Европы. Радение русского писателя-богослова, личного друга Александра Солженицына, Дмитрия Лихачева и Льва Гумилева, хранителя и уникального эксперта древнерусской литературы о будущем родины представляется обоснованным и понятным, но призыв к переселению был явно неуместен . Староверы Латвии внимательно следят за новостями, приходящими из России, общаются с российскими родственниками, поэтому в курсе событий. В " кулуарах" конференции, допустим, прозвучала тревога по поводу участившихся хищений староверских икон и дальнейшего их " возвращения" , после успешного задержания преступников, из рук МВД в руки представителей Московского Патриархата, а не истинным владельцам. У исследователей-староверов часто возникают проблемы с полным ознакомлением фондов известных российских музеев и хранилищ... Конференция состоялась. Завязались новые знакомства, возобновились старые. Олег Пухляк, например, подарил мне брошюру с материалами конференции, прошедшей с моим участием 13 (!) лет обратно. Познакомился с заведующей библиотекой РГСО, Надеждой Лаврентьевной Петкевич, о чьем отце рассказывал в своем докладе и чьи комментарии и пожелания обязательно учту в дальнейшей работе. В любезно предоставленной ею подшивке церковных календарей обнаружил редчайшую фотографию причета Бондаришской общины в 1955г., на которой увидел собственную мать 12 лет. Она в то время училась основам церковного чтения и пения у о. Козьмы Петровича Никифорова, тогдашнего наставника Бондаришской общины, и на праздник Св.Троицы уже молилась на кладбище. Увидел также фотографию несуществующей уже Застенковской моленной, в которой примерно в 1942-1946гг. наставничал огульно оболганный и незаслуженно забытый ныне о. Петр Гавриилович Платонов, наш с Надеждой Лаврентьевной общий родственник. Как все удивительно переплетено в этом мире. Доклады прочитаны, будем надеяться на их скорое опубликование. Всем организаторам и участникам хочется пожелать успехов в их нелегком труде. Хочется надеяться также , что староверы Риги достойно отметят 250-летний юбилей своей общины. А затем будут жить, трудиться, растить детей и молиться Богу, чтобы снова отметить очередной юбилей. Долгих лет процветания тебе, РИЖСКАЯ ГРЕБЕНЩИКОВСКАЯ СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ОБЩИНА!
Игорь Платонов , магистр истории.
P.S. Статья перенесена с сайта www.skorodihin.ucoz.ru
|