Конференция в Даугавпилсе. 2011г.
18 июля 2011г. в здании городской думы г. Даугавпилса прошла очередная международная , религиозно- научная конференция " Традиции образования в Староверии". Приурочена она была 100-летию Первого Всероссийского съезда по народному образованию христиан- поморцев , который проходил в г. Двинске 3-5 июля 1911г. Перед открытием конференции состоялось тесное общение с прессой. Журналисты имели возможность пообщаться как с организаторами мероприятия, так и с рядовыми его участниками. После молитвы, в 10.00 ч. конференция начала свою насыщенную работу. Первыми, по давней традиции, с приветственными обращениями выступили лица официальные : председатель ЦС ДПЦЛ о. Алексий Жилко, зам. председателя Российского Совета ДПЦ о. Владимир Шамарин, председатель ЦС ДПЦ Беларуси Александр Белов, председатель ЦС ДПЦ Украины о. Никола Бабичев, мэр г. Даугавпился Жанна Кулакова, генконсул РФ в Даугавпилсе Николай Вихляев.
Сразу стоит сказать, что не все из заявленных в программе участников смогли прибыть и зачитать свои доклады. До обеда выступили : 1. Канонические основы ценности духовного образования.- о. Алексий Жилко ; 2. Статуарные и организационно-методические вопросы религиозного образования в Староверии : традиции и современность. - Николай Иванов; 3. О классификаторе профессий служителей общин ДПЦ ( для программ начального, среднего и высшего церковного образования).- о. Владимир Шамарин ; 4. Съезд староверов по народному образованию : время и люди. - Игорь Платонов ; 5. Становление школ у христиан- поморцев в Российской империи.- Елена Агеева ; 6. Старообрядческие курсы в Каунасе : программа и слушатели.- Надежда Морозова ; 7. Пражская диссертация доктора философии Феоктисты Михайловой.- Василий Барановский. Было заслушано незапланированное короткое сообщение о. Николы Васильева о традициях образования в Польше.
Обед состоялся в гостиннице " Динабург". Участники конференции имели возможность обсудить прослушанные доклады и пообщаться.
После обеда с докладами выступили : 8. О содержании и методике преподавания основ христианского вероучения ( Катехизиса).- о. Андрей Бурдин ; 9. О ступенях содержания и формах образования в воскресной староверской школе детей и взрослых.- о. Михаил Александров и Алексей Деликатный ; 10. Методологическое и методическое обеспечение преподавания религиозно-исторических дисциплин.- Азий Иванов; 11. Продолжение традиции : издательско- просветительная деятельность Рижской Гребенщиковской общины ( 1990- 2010гг.).- Илларион Иванов.
Последовала кофейная пауза. Так как время подошло предвечернее ( ок. 17.00.), некоторые из участников конференции, особенно иногородние, в том числе и ваш покорный слуга, отбыли . Из заявленных ранее докладов ожидались : 12. Духовное образование в общеобразовательной средней школе.- Инна Кирничанская и Екатерина Ковалевская ; 13. Состояние современных староверческих воскресных школ и программа христианского вероучения в основной общеобразовательной школе.- Ольга Борисова ; 14. Краеведческие исследования и духовное образование.- Владимир Никонов ; 15. Христианские ценности социальной педагогики и социальной работы : духовность, образование, ресоциализация.- Светлана Гаврилова ; 16. Цели и задачи дошкольного духовно-нравственного воспитания детей.- Владимир Иванов и Екатерина Индриксоне ; 17. Воспитание и образование в староверском молодежном лагере.- Илья Жилко, Ольга Матросова и Евгений Анохин ; 18. Староверческая традиция отношения к предпринимательству.- Александр Иванов ; 19. Развитие дидактических традиций изучения основ Староверия : систематизация и визуализация учебного материала.- Борис Таранцев.
В фойе здания гордумы была развернута фотовыставка " Из истории РГСО и Гребенщиковского Духовного училища" , организована продажа книг, журналов и брошюр, посвященных Староверию.
Тон конференции, конечно же, задавали преподаватели и слушатели Гребенщиковского Духовного училища. И ректор, Николай Тимофеевич Иванов, озабоченный сохранением традиций Староверия в контексте современных технологий и концепций развития педагогики, и председатель издательской комиссии ( также преподаватель ГДУ) Илларион Иванович Иванов, старающийся на протяжении долгих лет максимально полно отобразить в изданиях и публикациях работу ЦС ДПЦЛ и текущую жизнь в общинах, духовные наставники Андрей Бурдин и Михаил Александров, причетник РГСО Алексей Деликатный , директор 10-й даугавпилсской школы Инна Кирничанская, педагоги Ольга Борисова и Екатерина Ковалевская- каждый разрабатывающий свою научно-практическую тему, основанную на личном педагогическом опыте.
С грустью приходится констатировать, что наш доклад оказался практически единственным, посвященным непосредственно съезду учителей- староверов, имевшему место быть 100 лет обратно в Двинске. Близкими заявленной тематике и звучанию оказались лишь труды о. Алексия Жилко, Елены Агеевой и , наверное, Владимира Никонова. Что делать - нет у наших современников интереса к своей истории. Материалы съезда , размещенные за два месяца до конференции на сайте www.book-old.ru , оказались абсолютно невостребованными ( на утро 18 июля 6 -!!!- просмотров, причем 2 из них мои ). Вряд ли существенно исправила сутуацию публикация и распространение главным образом в Риге и Даугавпилсе в момент конференции брошюры с резолюциями съезда 1911г., предпринятая Рижской Гребенщиковской общиной ( хотя и за это огромное спасибо). Люди пришли неподготовленными к восприятию имеющейся информации, что вызвало , на наш взгляд необоснованную, негативную реакцию на некоторые нелицеприятные цитаты ( ! ) из упомянутых уже " материалов..." и газетных статей, вышедших в свет 100 лет обратно. Критика староверия, высказанная участниками съезда в 1911г., и нашими современниками воспринимается остро и болезненно, не признается и сходу отвергается. Что ж, это тоже позиция. Обзорная статья " 100-летие Всероссийского Съезда поморских учителей", размещенная на сайте литовских староверов www.starover.lt еще 5 июля , привлекла внимание за 13 дней 56-ти человек. Больше никто даже не вспомнил, хотя депутаты съезда 1911г. прибыли из разных мест России. Участники того, исторического, съезда были в основной массе молоды, дерзки, в искоренении грехов видели главное приложение своих усилий, мечтали путем ПРОСВЕЩЕНИЯ исправить душу и сознание своих единоверцев. Участники съезда 1911г. вернулись после его заседаний в переполненные детворой деревни, к стремящимся познать мир ученикам. Мы же вчера, приехав после конференции, увидели в СМИ информацию о ликвидации в реестре населенных пунктов Латвии очередной латгальской деревеньки ( а на очереди еще ок. 50). Отрадно осознавать, что хоть где-то , в больших городах ( Риге, Даугавпилсе, Резекне, Екабпилсе ), есть еще учебные заведения для староверов. На очереди открытие интернат- школы в Силуанской волости Риебиньского края. Участники прошедшей конференции продемонстрировали вчера способность решать поставленные педагогические задачи. Есть еще и неподдельное желание и реальная возможность учить детей религиозным догматам, древнему церковному пению, христианской этике и морали, русской культуре. По крайней мере в это очень хочется верить....
Игорь Платонов, магистр истории.
|