Часть 3.Нет наставника- нет общины. Последствия произошедшего можно разделить на две части- ближайшие и дальние. К первым, безусловно, следует отнести сворачивание акций закрытия храмов в нашей местности. Если уж староверы отстояли, то католики тем более смогли бы это сделать. Опять же, помним о заигрывании коммунистов с местным латгальским населением. Да и свой храм в Рагелях католики отстроили заново буквально после войны ( старый костел разрушили немцы в 1941г. при наступлении). Уподобляться советской власти фашистам было не с руки. Сами закрыватели сильно подпортили свою репутацию чредой громких нелицеприятных скандалов. К тому компромату, что знали староверы про Председателя колхоза, стали прибавляться все новые и новые факты из жизни и деятельности партактива. Кто-то чего-то натворил по пьянке, "верная" жена изменила с не менее "верным" мужем, чьи-то дети попали под следствие, расхищение госимущества и т.д. Одна коллективная жалоба- и партийный деятель мог лишиться партбилета и места работы. Проводить нахрапом решения очередного партсъезда в жизнь стало рискованно для самих исполнителей. Впрочем, имея за плечами немалый компромат, партийные деятели сами вскоре сделались специалистами по религиозным обрядам и стали собирать информацию о отце Ермолае. Крестил не так, отпевал не так, говорил не то и не тем людям. Местным староверам настоятельно рекомендовали не обращаться к неблагонадежному Гаврилову, а искать наставников на стороне. Резон в этом был, не будет наставника- не станет и общины. Уже осенью 1962г. стали привозить благонадежного о. Козьму Петровича Никифорова ( 1917-2001гг) на погребения. А тут как раз и "антисоветский " случай подоспел. Умер находившийся в заключении бывший наставник Ковалёвской общины Белогрудов Яков Ионович ( 1887- 1963гг.), а о.Ермолай, будучи мужем сестры усопшего, похоронил его, воздав все полагающиеся почести. Это и стало последней каплей для решительных атеистов. Пригрозив преследованиями , практически вынудили отказаться от наставничества. Вскоре о.Ермолая пригласили в Москвинскую общину, куда он и уехал с супругой,пробыв главою Ковалёвской общины 5 лет. Дети давно уже осваивали Ригу, с родиной отважного партизана и духовного наставника ничего теперь не связывало. Отец Козьма недолго ездил в наши края, уж больно далеко и накладно. Тогда нашли о. Савелия Ивановича Портнова, но и он не захотел поповствовать в общине, которая находилась в открытой вражде с местной властью ( служил наставником в г. Ливаны, где и закончил свои дни, пройдя испытание тюрьмой по навету) . Тогда стали прихожане просить исполнять обязанности наставника своего человека, уроженца д. Луни, Ивана Арсеновича Иванова. После долгих и настойчивых уговоров он согласился. Все эти события происходили в 1963 году. Здоровьем Иван Арсенович был слаб, через два года его уже не стало ( 1904-1965гг. жизни). Следующие 5 лет выполнял обязанности наставника выходец из Тишинской общины, некоторое время служивший в Фольварке - Петр Фомич Трифонов, но и он ушел, не выдержав постоянных придирок со стороны местной власти. На следующие два года прихожане упросили быть и.о. наставника односельчанина Фаддея Яковлевича Прокофьева( 1885- 1976гг.); сославшись на возраст и ухудшение здоровья, и он в 1970г. оставил такой опасный пост. Местная власть могла торжествовать победу.Моленная несколько раз подверглась ограблению, пропали иконы, старинное евангелие. Были подозреваемые, но правоохранительные органы так и не расследовали возбужденные дела до конца. Детей крестить стали в соседних общинах. Меня, допустим , крестили на родине матери, в Бондаришской моленной. Покойников отпевали и на исповедь принимали также соседние наставники- по воверской стороне фольварковский батюшка, по ковалевской- слостовский, о. Фаддей Васильевич Осипов, уроженец деревни Ковалёво, прослуживший в Слостовке почти четверть века ( 1957- 1980гг.), отец нашего нынешнего наставника, о. Ефима Фаддеевича. Тогда " двадцатка" и певчие клироса, оставшиеся без настоятеля, проявили стойкость и инициативу. После долгих поисков и последовавших уговоров, наставником в 1972г. согласился быть еще мало кому известный Болдавешко Фотий Андриянович ( 1917-1987гг.), уроженец Пантелишской общины, снискавший любовь и признание верующих г.Краславы, куда он и ушел наставником в следующем, 1973г. Его сменил уроженец Фольварковской общины Иван Семенович Осипов ( 1896-1983гг.). Потом 5 лет наставничал Белогрудов Максим Ионович, входивший долгие годы в "двадцатку". С 1988г. наставником является уже упомянутый выше Ефим Фадеевич Осипов ( 1927 г.р.), получивший законное благословление в 1999г. По старшинству среди латвийских наставников он занимает сейчас почетное третье место. Ковалёвская моленная, а вслед за ней и община, ожила. Давление властей поначалу оставалось, но носило скорее всего формальный характер, затем сошло на нет и приказало долго жить вместе с развалом Союза. Читатель, вероятно, заметил, что в 60-80 гг. прошлого столетия некоторые батюшки названы наставниками, а некоторые лишь исполняющими обязанности. В данном случае речь идет не о степени авторитетности и признания, а о хитрости . По неписанному ( а может быть и писанному) закону выживания в Союзе все настоятели храмов и общин всех конфессий должны были посетить особый отдел КГБ, занимавшийся религией, и по сути дела стать добровольными агентами этой супер, как казалось тогда, организации. И.о. такой визит был необязателен, и многие староверские лидеры воспользовались этой лазейкой. И дело идет, и власти не достают. Состав " двадцатки" в 1972-1976 годах.
1.Белогрудов Максим Никитич 1907-1985гг.- председатель общины 1968- 1985гг.известный иконописец д. Белогрудово 2. Кириллов Тимофей Яковлевич 1908-1996гг. д. Мешкалово 3. Осипов Иван Семенович 1896- 1980гг. - и.о. наставника 1972- 1980гг. д. Рагинские 4. Власов Козьма Федорович 1909- 1997гг. д. Ковалёво 5. Платонов Федор Ефимович 1897-1991гг. д. Ковалёво 6. Савельев Иван Максимович 1906- 1994гг. д. Матели 7. Никифоров Исай Никифорович 1894- 1979гг. д. Саково 8. Ефремов Иван Ефимович 1912-1980гг. д. Мешкалово 9. Иванов Семен Тарасович 1904-1984гг. д. Чалпы 10.Белогрудов Макар Леонтьевич 1910- 1976гг. д. Белогрудово 11.Белогрудов Филимон Григорьевич 1903-1988гг. д. Белогрудово 12.Михайлов Семен Михайлович 1893-1976гг. д. Белогрудово 13.Антонов Петр Кириллович 1911- 2001гг. д.Клишово 14.Белогрудов Максим Ионович 1903- 1988гг. д. Мешкалово, и.о. наставника в 1980-1988гг. 15. Малюхин Леон Лиферович 1915-2005гг. д. Михайлино 16. Дорофеев Савелий Максимович 1891-1987гг. д. Рагинские 17.Гужев Павел Иванович 1915-1988гг. д. Тимофеевка / печатается по найденному в архиве моленной списку/ Здесь приведены данные лишь о 17 активных прихожан, которые приложили максимум усилий для возрождения нашей Ковалёвской моленной. От себя хотелось бы дополнить этот список еще рядом имен : Гаврилов Василий Тиханович 1909-1987гг., Скородихин Кирилл Федотович 1888-1983гг, Антонов Павел Александрович 1896- 1982гг. И прочая, прочая, прочая...... Приводим состав клироса Ковалёвской моленной в 70-90гг.хх века : 1. Савельева ( урожд. Михайлова) Домна Федоровна 1921- 1990гг., головщица правого клироса; 2. Белогрудова ( урожд. Платонова) Харитина Антоновна 1917- 2000гг., головщица левого клироса, с 1990г. единственная головщица; 3. Белогрудов Максим Ионович см. выше; 4. Белогрудова ( урожд. Власова) Татьяна Петровна 1915- 2002гг.; 5. Власова Домна Петровна 1926-1996гг; 6. Власова Надежда Анисимовна 1915-? ; 7. Гаврилова Марфа Лиферовна 1913- 1980гг. Магистр истории Игорь Платонов.
|