Свой 85-летний юбилей отметил в этом году о. Иоанн Евфимович Кудряшов, духовно окормляющий ныне Володинскую общину староверов ( Латвия). О. Иоанн родился 6 сентября 1927г. в семье Евфимия Осиповича Кудряшова ( 1906-1980гг.), чей род происходит из Даугавпилса и его окрестностей и Александры Иоанновны ( в девичестве Клитончиковой ; 1899-1982гг.), чьи предки жили под Краславой. Сам юбиляр отмечает, что судьба у его отца была нелегкой , а жизненный путь тернистым. В годы 1-ой мировой войны Евфимий Осипович , в 10-летнем возрасте, с семьей оказался в Пензе. Затем было трудное возвращение в Латвию, отказ в жительстве на родине и долгие годы пребывания в принявшей Польше. В г. Видзы он заканчивал реальное училище, работал , обзавелся семьей. Сына Иоанна крестил в моленной Григоловского прихода. Крестным отцом был Поздняков Иоанн. Мать была живо обеспокоена образованием своего сына, поэтому уже в пятилетнем возрасте начала обучать его с помощью азбуки русскому языку. Так и повелось, что дома юный Иоанн обучался родному языку, а в школе польскому. А когда учился уже во втором классе, то мать стала обучать еще и церковной грамоте. Были и другие учителя . В 1937г., с благословления наставников Кузнецова и Бабича, Евфимий Осипович становится духовным наставником в Мастишанской общине, куда переезжает и вся его пополневшая семья- три сына и дочь. " Угол был глухой, поэтому все политические волнения той поры прошли нас стороной",- вспоминает о. Иоанн. Труднее пришлось при немецкой оккупации. Частые рейды полицаев против партизан приводили к трагедиям. Убивали людей просто по подозрению. Запылали крестьянские деревни. Особым зверством отличались отряды легионеров из Латвии. Их на всю оставшуюся жизнь запомнили по цвету формы. Комендант в Козянях, по сути пособник немцев, иногда предупреждал местных жителей : " Прячьтесь, "голубые" идут". Деревню Валки, в которой проживала семья староверского батюшки, успели предупредить об опасности, поэтому жители спаслись, а соседняя была истреблена полностью. О. Иоанн классическую гимназию заканчивал в Вильно, затем был Белорусский политтехнический институт, по окончании которого в 1953г. молодой инженер-механик приступил к трудовой деятельности на даугавпилсском предприятии " Электроинструмент". В 1954г. женился на Фотинии Прокопьевне Стрелковой, дочери гривского наставника, о. Прокопия Стрелкова, в браке родились сын Владимир и две дочери - Екатерина и Александра. Трудовая книжка о. Иоанна пестрит наградами и премиями. Молодой и способный инженер рос по службе, изобретал новые агрегаты и механизмы ( из почти 20 изобретений половина внедрена на производстве), вносил рацпредложения по работе. Разумеется, многим партийным деятелям это не нравилось. " Сын попа, зять попа и - больше нас получает",- приходилось выслушивать от местных коммунистов. В волне очернительства широко применялась местная пресса. Пик напряжения пришелся на 1964г. Впрочем, запатентованные изобретения , внедренные в производство и приносящие прибыль , стали вскоре известны партработникам в Риге, а затем и в Москве. Местным партийным органам пришлось пойти напопятную и присутствовать на церемониях вручения " передовику и заслуженному человеку города" медалей " За трудовую деятельность" и " Заслуженному изобретателю". Гонения в прессе прекратились, и уважаемый всеми инженер благополучно завершил свою трудовую деятельность, в 1990г. выйдя на пенсию. Кроме основной работы у будущего известного наставника был еще и хутор со всеми полагающимися атрибутами и заботами." Сено косил тремя косами. Одной заморюсь косить, беру другую",- смеется о.Иоанн, вспоминая нелегкий крестьянский труд. Так, за косьбой, его и застал ныне почивший Никита Архипович Рыжаков и стал уговаривать пойти на клирос. О. Иоанн ранее ходил в храм на Гриве как прихожанин , а тут такое предложение. Недолго думал- согласился. Пришлось вспоминать уроки прошлого, наставления покойных отца и тестя, совершенствовал свою церковную грамотность у о. Никанора Зубкова и гривских причетников. А в 1997 г. прихожане вновь создаваемой общины г. Прейли обратились с просьбой быть их духовным наставником. Благословляли на пастырское служение о. Никанор Зубков, о. Алексий Жилко и о. Тимофей Кудряшов, родной брат. Стоит заметить, что в тот памятный год , когда староверы Латвии отмечали 100-летие со дня рождения просветителя Иоанна Никифоровича Заволоко, в рамках " Дней славянской письменности" в Даугавпилсе, в известном " Доме Мелетия Каллистратова", прошла научная конференция, на которой о. Иоанн и был представлен как новый прейльский наставник. Так как и ваш покорный слуга , тогда впервые, принял участие в работе конференции с докладом по материалам написанной и успешно защищенной магистерской работы, то отлично запомнил о. Иоанна как активного, начитанного и любопытствующего слушателя, задававшего докладчикам вопросы и вступавшего в полемику. Конец 90-х и начало 00-х годов - это время напряженной борьбы с " миролюбовщиной", принципиальное противостояние и выбор пути развития староверия Латвии на ближайшие десятилетия. Наличие именно таких наставников, каким был и есть о. Иоанн, позволило устоять староверам от искушения , не свернуть с пути предков, не забыть основы своего вероучения. Вплоть до 2010г. о. Иоанн входил в состав Центрального Совета Древлеправославной Поморской Церкви Латвии, принимал активное участие в работе Духовной Комиссии. Поэтому его мнение и замечания особо ценны как для нынешних членов ЦС ДПЦЛ и ДК, так и для простых прихожан. По мнению юбиляра, несмотря на тенденции к автономности городских и самоликвидации сельских общин , для координации действий и представительства перед властями централизованные выборные органы управления староверам пока необходимы. Нужен ли церковный суд- вопрос, потому что понимание веры, нравственности и духовности сейчас в обществе сильно размыто и староверы в данном случае, как не прискорбно об этом говорить, не исключение. Да и что есть суд людской? Судьи кто?! Не лукавят ли те, кто ставят себя выше других и берутся вершить правосудие? Да и примут ли осужденные вердикт? Не есть ли это путь к новым расколам и скандалам? О. Иоанн убежден также, что никакая обрядность не может прикрыть бездуховности. Слишком много зла в обществе лишь из-за того, что извращена и не понята сущность христианства. " Перечитайте внимательно Новый Завет",- советует наставник. Сам Господь испил воды из рук самарянки- так почему же мы должны отвергать общение и дружбу с инославными ? Где же любовь к ближнему? Общение с о. Иоанном познавательно. Он и сейчас еще живо интересуется историей русского народа, историей Древлеправославия, внимательно читает и подолгу обдумывает каждую прочитанную книгу... О. Иоанн и сейчас полон заботами о семье, о приходе в Володино. Радуют дети и внуки, правнучка. Все либо учатся , либо трудятся, в том числе и за рубежом. Некоторые освоили церковную грамоту и способны участвовать в богослужении на клиросе. В трудах праведных прошла вся жизнь, есть что рассказать и передать потомкам. Даруй, Господи, о. Иоанну телесного здравия и душевного спасения.
Игорь Платонов, магистр истории.
|