Часть 2. Для людей современных Нидеркуны ассоциируются в первую очередь с именем наставника, о. Аггея Григорьевича Волкова. В годовщину его рождения и , одновременно, кончины староверский писатель Василий Саввич Барановский выпустил в свет книгу " Дни и труды Аггея Волкова". История Нидеркунской общины в период с 1955 по 1992 годы - это в основном история жизни и деятельности о. Аггея, одного из авторитетнейших наставников Древлеправославия 2-ой половины 20 века. К счастью, мне лично довелось встречаться и общаться с о. Аггеем . Дело в том, что после закрытия Бондаришского храма, многие прихожане , особенно из проживающих в Даугавпилсе, стали посещать храм в Нидеркунах и ходить на исповедь к о. Аггею Григорьевичу. Моя ныне покойная тетушка, Миропия Трифоновна Трофимова ( 1932- 2012гг.), также ездила помолиться в Нидеркуны. Первая наша встреча произошла при печальных обстоятельствах - хоронили дядю Миная Трифоновича Трофимова ( 1924- 1988гг.). Тогда мы просто познакомились. Мне, 17-летнему юноше, который только что поступил в Даугавпилсский педагогический институт и начал постигать премудрость исторической науки, было крайне интересно познакомиться ближе с о. Аггеем - легендарной личностью Древлеправославной Поморской Церкви . В конце октября того же 1988г., на родительской неделе, мы с тетей посетили Нидеркуны. После молитвы за усопших родственников состоялся разговор. Говорили долго и обстоятельно. Впервые в жизни я встретил человека, который лично видел царя Николая II. Запало в памяти, как о.Аггей называл императора - "Николаша" . Даже по прошествии стольких десятилетий чувствовалось то разочарование, которое испытал тогда молодой старовер Аггей от случайной встречи с российским самодержцем. Прямо, как горьковский Клим Самгин. Сколько еще раз за время учебы в институте мне придется встречаться с уменьшительно-ласкательным отношением к последнему царю. В передающихся из поколения в поколение воспоминаниях староверов ни разу не довелось услышать ни громких титулов, ни высокопарных сравнений, ни хотя бы официального " Николай Александрович". Только - " Николаша", " Николашенька", " Николашка". Может, действительно правы те современники и историки, кто считает, что в годину серьезных испытаний России крайне необходим был другой правитель, хотя бы чуть повыше ростом, с величественной осанкой и громким голосом. А то подданные и рассмотреть -то как следует такого царька не смогли. Одна заслуга перед староверием - свободу вероисповедания дал ; так тогда по всей Европе свобода совести победила косность мышления. О. Аггей предложил почитать " Историю Церкви Христовой" И.Н. Заволоко 1937г. Точно такой же экземпляр у меня уже хранился дома. Сам Иван Никифорович , посетивший наши края с причетником РГСО и уроженцем Ковалевской общины Иваном Петуновым, подарил свою книгу с автографом и адресом моему близкому родственнику Платонову Федору Ефимовичу ( 1897- 1991 гг.), а тот уже , видя мой неподдельный интерес к истории, подарил ее мне. Отсутствовало лишь несколько листов, где были автограф и адрес - их вырвали в 1940 году, испугавшись известия об аресте староверского просветителя. Все же возраст сказывался. Поговорив еще немного о истории Древлеправославия, мы покинули гостеприимный дом о. Аггея. Лишь в августе 1989г. состоялась наша следующая встреча. После годовой панихиды по усопшему дяде, было принято решение крестить двоих прибывших родственников. Двоюродному племяннику я, впервые в жизни, стал крестным отцом. О. Аггею было трудно уже говорить, но он достаточно четко отвечал на вопросы и даже шутил. В 1990 г. тетя привезла совершенно новенькую, только что переизданную " Историю.." Ивана Никифоровича Заволоко. О. Аггей помнил молодого студента , живо интересующегося историей Староверия, и посылал ее в подарок. Ничто не вечно. В марте 1991года мы в Ковалевах похоронили Платонова Федора Ефимовича, дожившего до 94 лет, в феврале следующего, 1992г., пришла печальная новость - не стало о. Аггея Григорьевича Волкова, дожившего почти до 100 лет. В моем мироощущении они останутся столпами Древлеправославия , олицетворением силы и могущества нашего славного прошлого. Духовные наставники современности, о. Клемент Феофилактович Тришкин и о. Никанор Прокопьевич Зубков, которых благословлял на духовное поприще в свое время о.Аггей, до сих пор с восторгом вспоминают своего легендарного учителя и вдохновителя. О. Леонтий Андреевич Болдавешко ( 1934-1996гг.), сменивший о. Аггея Григорьевича Волкова на духовной ниве , окормлял Нидеркунскую общину менее 4 лет. Именно в это время происходит печально известный конфликт в РГСО, молниеносно перекинувшийся на все Староверие Латвии и приведший к трагическим последствиям, которые сказываются и поныне. О. Леонтий вошел тогда в так называемый " миролюбовский" Центральный Совет ДПЦЛ. Трудно сказать, как бы он повел себя в момент обсуждения печально известного " меморандума" о сближении с Московским патриархатом, когда многие прозрели и увидели реальную личину бывшего о. Иоанна Миролюбова, ведь о. Леонтий покинул этот мир в 1996г., когда еще ничего не было толком понять. Вот что напишет годы спустя один из членов того Центрального Совета : " Я , грешный, тоже поверил И.И. Миролюбову и стал его ярым сторонником, ибо " увидел" в нем истинного старовера , борца за чистоту и нерушимость Древлеправославия и отцепреданного благочестия; видел в нем человека честного , порядочного, благородного, образованного и радовался тому, что такой человек, еще молодой ( сорока лет ему не было тогда) обрелся в староверии....И на поверку оказалось...что знает И.И. Миролюбов в области веры, вероучения - он знает на манер никонианский, с позиций никонианства, с позиций еретической теологии, а не с позиций Староверия, отцепреданного благочестия, Древлеправославного Богословия". В дальнейшем, староверы Нидеркун решили не участвовать в работе Центрального Совета и Духовной Комиссии. С тяжелым сердцем вспоминает то время наш собеседник, о. Василий Ефимович Васильев, в который раз прокручивая в памяти события той поры , подорвавшие авторитет Древлеправославия как в глазах инославных , так и в глазах самих староверов.
Игорь Платонов, магистр истории.
|