Ответить на первый вопрос помогает вышедшая в 2015г. книга «Еврейские хроники XVII столетия». Сборник, подготовленный историком Саулом Боровым в Москве еще в середине 30-х годов прошлого века, увидел свет только в наши дни. Авторы с болью в сердце описывают проявления геноцида против еврейского населения в Украине, входящей на тот момент в состав Речи Посполитой. Кровавые события, произошедшие ровно 370 лет обратно (1648-1649гг.) ярко отражены в текстах: « Пучина бездонная» и « Тяготы времен». Властители судеб четко разделены на злодеев и благодетелей. После упоминания имен убийц следует сакральная фраза « да будет стерто его имя», после имен спасителей пишется « да возвысится его слава». Неоднократно подчеркивается острая необходимость куда-нибудь бежать. Все надежды возлагаются на польскую шляхту, которая пытается уберечь евреев от дикой расправы восставших. Если в 14-15 веках евреи бежали на территорию Латвии отдельными семьями и малыми группами, то с середины 17 века польские магнаты массово переселяют гонимый народ на свои не бунтующие территории Литвы и Латгалии. Книга доступна для прочтения и скачивания в интернете.
3.
Тема «Евреи в Граверах» новая и до конца не изучена. Тем не менее, есть уникальный исторический материал, который достоин внимания.
Первые достоверные данные относятся к 1897г., когда проходила всероссийская перепись населения (информация на сайте www.lvva-raduraksti.lv). В самих Граверах, которые вместе с окрестностями входили в состав Извалтской волости, евреев не было. Но вот в ближайших деревнях Эгли и Горные Кудини проживали Волштейны, Юдковичи и Шмидты.
В деревне Эгли, вместе с Нипанами, Пукинами и Игнатьевыми в деревянном доме, крытом соломой, жили Волштейны. Глава семейства, Берка Юделевич, 57 лет, грамотный, занимался мелкой торговлей. Вся семья - жена Наса, сын Мовша и три дочери - помогала хозяину вести дела. Сам Берка был уроженцем Ковенской губернии села Яново, прописан в местечке Креславль, но проживал здесь. Хозяйка дома родилась и была прописана в Креславле, как и ее две младшие дочери, Бася и Лея. Интересно место рождения сына и старшей дочери Рохи – Капинская волость, деревня Моделяны. Выходит, что в начале 1870-х годов они поженились и поселились в Моделянах, затем, в конце 70-х годов вернулись в Краславу и уже последние годы проживали в д. Эгли.
Проживавшие в д. Горные Кудини Юдковичи занимались торговлей мясом. Глава семьи, Иосиф Абрамович, 44 лет, грамотный, родился в Двинске, был прописан в Ковенской губернии, проживал с матерью и женой, родившейся в Резекне, здесь. Детей у них не записано. Зато были квартиранты - семья кузнеца Лейзера Хаймовича Шмидта, 27 лет, грамотного, уроженца Креславля. Жена его, Мирка Абрамовна, возможно, родная сестра Иосифа Юдковича. Две дочери: Лея 4-х лет и Либа 1 год.
Старожилы нашей волости, сами родившиеся в конце 19-го и начале 20 вв., с которыми мы имели удовольствие общаться в 80-90-е годы прошлого века, ничего определенного сказать о тех евреях не могли. Первая мировая, затем гражданская войны разметали Волштейнов, Юдковичей и Шмидтов по свету так, что даже в наше время, имея возможность поиска по различным информационным базам, мы также ничего определенного о них сказать не можем.
События прошлого имеют свойство спрессовываться в сознании человека. Простая забывчивость, невнимательность, отсутствие интереса дополняют искажение памяти. Поэтому нам понадобилось много времени и усилий, чтобы разгадать следующий исторический ребус, связанный с пребыванием евреев в Граверах.
4.
Вайнштейны, Крецеры, Сосновики и Роза Исааковна Кесельман – так можно было бы назвать эпизод из истории евреев в нашем поселке 30-50-х годов прошлого века. Сложности возникли по нескольким причинам одновременно: это люди смежных профессий (врачи-аптекари); проживали или находились у нас примерно в одно время; в их семьях происходили непонятные для односельчан события; административно - территориальная путаница; слухи и домыслы.
Газета « Latgales vēstnesis Nr.14» (www.periodika.lv) от 3 февраля 1939г. четко фиксирует факт прибытия в Аулейскую волость врача Малки Вайнштейн.
И тут первое препятствие, совершенно непреодолимое для любого постороннего исследователя. Волость писалась Аулейской, а административный центр ее находился в Граверах (на месте здания волостного правления сейчас волейбольная площадка). Этот административно - территориальный ляп сыграл уже не одну злую шутку с историками и журналистами, которые, например, начинали утверждать, что в Аулее была православная церковь и там проживала семья священника Никанора Трубецкого, в которой в 1917г. родился его сын Михаил. Или появлялась информация об академике Петре Прокофьеве (1925-2000гг.), который родился не в деревне Луни Аулейской волости, а в самой Аулее, и учился он не в Воверской начальной, а затем Граверской 6-летней, а сразу в Аулейской школе.
Здание медицинского пункта - сейчас дом Nr.41- в Граверах построили в 1937 или 1939гг. (более точной информацией мы пока не располагаем). Вполне логично, что сюда прислали нового специалиста, закончившего в 1926г. медицинское отделение Латвийского университета и свободно владеющего латышским языком.
Малка Израелевна Шенберг(-ер) родилась 20 марта 1897г. в Лиепае, после окончания университета успела поработать в Дундаге, Клостере, с 1934г. в Прейли, с 1937г. в латгальской Пустынке. В Граверы она приехала по объявлению с семьей: муж Лев Вайнштейн, рижанин, 1905г.р. и дочь Агния 1933г.р. и поселилась в том же здании медпункта. 27 октября 1939г. у них родился сын Марк. Муж часто куда-то отлучался, род занятий его был граверцам не понятен, что и привело в дальнейшем к рождению слухов.
Войну семья Вайнштейнов встретила в Граверах. Точной даты ареста никто не помнит. Со слов немногочисленных очевидцев, ближе к вечеру пришла бортовая машина со стороны Краславы. Перед медпунктом вышли немецкий офицер и двое гражданских лиц с карабинами и белыми повязками на рукаве. В дальнейшем этих двоих жители Гравер и его окрестностей запомнят надолго: высокий и худощавый К., маленький и упитанный М. (как говорили старожилы, даже короткий немецкий карабин для него был великоват). На какое-то время машина отъезжала (как удалось выяснить, девочка показывала офицеру дом, куда Малка отнесла спрятать семейные драгоценности). Когда стали погружаться на машину, мать семейства о чем-то просила гражданских на латышском языке, а те отвечали по-латгальски коротко, сердито, отводя взгляд. Согласно имеющейся информации, вся семья погибла в Даугавпилсском гетто.
Как видим, в 1941г. в Граверах проживала одна еврейская семья, состоящая из четырех человек, которую, скорее всего, увезли сперва в Краславу, а затем депортировали в Даугавпилс. Есть мнение, упоминаемое во многих исследованиях Холокоста, что в Аглоне (Сомерсете) были расстреляны "граверские евреи". Кто они? По мнению некоторых очевидцев (Бижанс Янис 1929-2016гг., Сеньковска Янина 1929г.р., Гудлевска Валентина 1931-2014гг.) группу евреев - около 30 человек - пригнали в Аглону через Граверы из Краславы. Возможно, краславских евреев и приняли за "граверских".
Арест и вывоз семьи Вайнштейнов видели немногие, поэтому уже летом 1941г. по окрестностям Гравер поползли слухи, что муж Малки не был увезен, а скрылся. До недавнего времени и мы были уверены в этом. Но вот появилась точная информация о докторе Якове Давидовиче Крецере (1886-1942гг). «С началом войны он скрывался в деревне Граверы. Но осенью 1942г. врача нашли и доставили в Даугавпилс. Понимая, что его ждет, доктор Я. Крецер предпочел принять яд».
Яков Давидович Крецер родился в Москве, окончил Московский медицинский институт и участвовал в Первой мировой войне в качестве бригадного врача. Женился на Наталье Зайковой (1892г.р.), дочери православного священника из Казани, закончившей Казанский университет в 1915г., прекрасном зубном враче. В Латвии они появились летом 1919г., и уже с 1 августа Яков Давидович приступил к врачебной практике. Выучил латышский язык. За заслуги перед новым отечеством в 1933г. был награжден орденом «Трех Звезд» 4-й степени.
В 30-е годы его должность официально звучала так – окружной врач. По совместительству приходилось работать криминальным экспертом, выезжать на места преступлений, проводить вскрытие, давать медицинские заключения по трупам. Некоторые громкие убийства освещались латгальской прессой, поэтому мы можем говорить о них более подробно. Например, доктор Крецер выезжал в 1937г. на двойное убийство в Аглону. Мог ли он тогда представить, что через четыре года где-то в этой стороне придется прятаться от карателей. По имеющимся данным, доктор Крецер никогда не практиковал в Граверах.
Есть информация, что накануне войны Яков Давидович работал в психоневрологической больнице Даугавпилса. Точно известно, что немцы вывезли 640 пациентов этого медицинского заведения в Аглону, где и расстреляли (место увековечено). Вполне возможно, что доктор Крецер, привезенный вместе с пациентами на расстрел, каким-то образом бежал.
До мая 1942г. была возможность скрываться у местных жителей, переходя из дома в дом. В конце мая началась депортация русского и белорусского трудоспособного населения в Германию. Операцию проводили местные полицейские и шуцманы. Людей насильно свозили в охраняемое здание Граверской школы, в качестве карцера использовался подвал дома православного священника. Резко сузился круг людей, кто мог бы прятать беглого еврея. Вероятно, лето доктор Крецер прятался по лесам, как это делали сбежавшие от вывоза в Германию местные крестьяне и уцелевшие коммунисты, а в середине сентября, когда попытался найти приют на осень и зиму, был арестован в ходе карательной операции. Газета «Daugavas vēstnesis. Nr.233» в списке умерших с 16 по 30 сентября упоминает и Якова Крецера.
Согласно информации, собранной Леонидом Ковалем и Евой Ватер, трагической участи в 1941г. не избежала и жена его. По представлениям латгальцев, супруг-нееврей еще более виноват, так как стал жить с представителем народа, "распявшего Христа", поэтому должен быть уничтожен с потомством. Кстати, о детях четы Крецеров пока нет никаких сведений.
Представление о Холокосте будет не полным, если не упомянуть о некоторых малоприятных эпизодах, произошедших в Граверах в то время.
В августе 1941г. местные полицейские в здание волости на конных повозках привезли горы одежды и обуви. Было объявлено, что любой житель может прийти и выбрать нужные вещи. Когда пришли русские и белорусы, их прогнали: « Зачем пришли? И вам то самое будет, что и жидам! Ждем только приказа». С этими же словами лесник, отбирая от одних и давая другим, стал распоряжаться лесными угодьями. Под этим же предлогом людей могли лишить сенокоса на собственной земле, отобрать плуг, велосипед, лошадь, прогнать с рыбного места на озере или реке, шутя обстрелять сборщиков грибов и ягод. Осенью 1942г., когда всем детям по Латвии делали прививки от скарлатины, новый врач (Н.К.) в Граверах отказался проводить вакцинацию большому количеству детей – в следующем году резко выросла детская смертность. Изучение фашистского террора в годы войны на территории Граверской волости еще далеко от завершения.
Абсолютно неизвестной остается судьба дагдского и аулейского аптекаря Эфраима Шломовича Зурера (1887г.р.) и его семьи.
Примерно в 1950г. в Граверах открыли аптеку, где стал работать Семен Иосифович Сосновик (род 13 марта 1886г. в Беларуссии, в 1909г. работал помощником аптекаря в Харькове; некоторое время трудился в столице империи, в ЦГИА СПб. ( фонд 115, опись 2) есть "Дело 8785" Сосновика , которое относится к 1914-15гг.; в годы второй мировой войны был в партизанах, до и после "граверского" периода был аптекарем в Даугавпилсе). Через некоторое время к нему приехала жена родного брата, погибшего в сталинских лагерях, Хася Абрамовна с сыном Иосифом Рафаиловичем, которого приняли в Граверскую школу пионервожатым. Собственный сын аптекаря Семена, также Иосиф, работал врачом в Друе и оставил в назидание потомкам пронзительные воспоминания о Холокосте в Западной Беларуси, опубликованные Леонидом Ковалем в 1993г. в «Книге спасения». В интернете доступны также воспоминания Ильи Туника « О родных», в которых упоминаются Сосновики. Местные жители утверждают, что Семен Иосифович был человеком вежливым и интеллигентным, Хася Абрамовна принципиальной и хозяйственной, а Иосиф Рафаилович активно проводил в школе атеистическую работу.
По нашим данным, аптекарь Семен Иосифович Сосновик закончил свои дни в 1980г. и погребен в Витебске ( номер захоронения А-6а-5 на Старо-Улановичском еврейском кладбище).
В середине 50-х годов прошлого века в Граверской больнице, находящейся в том же здании Nr. 41, очень короткое время проработала акушеркой Роза Исааковна Кесельман (1924 г.р., уроженка Мозырьского района Гомельщины(?), закончила в 1945г. Киевский мединститут). Затем она жила и трудилась в Краславе, Дагде Даугавпилсе.
5.
По мере возможности мы определили проживавших в разное время евреев в Граверах и его окрестностях. Узнали их судьбы. Подтвердили, что и в нашей местности были проявления Холокоста. Память нуждается в периодических проверках. Равно как и совесть.
Во время "перестройки" два учителя Краславской средней школы №2 как-то заспорили о жертвах и палачах жутких лет второй мировой войны. И тогда один из них сказал:" Госпожа, кто кастрировал еврейского подростка днем, на виду у всех, чуть ли не в центре Краславы? Гитлер? Гиммлер?Эккельн? Местные!"
И действительно, Наглис Слова, дагдская еврейка 1901г.р. расстреляна в начале июля 1941г. конвоиром под Аглоной, а ее шестилетний сынишка Матис заколот штыком охранника. В ночь с 15 на 16 августа, только-только отметив священный для католиков всего мира праздник Успения Богородицы, в Аглоне католиками же расстреляны трое русских и семья Абрама Лата из Кастулины.
Любопытен и показателен отрывок из книги Мелера Майера (1929-2015гг.) " Места нашей памяти. Еврейские общины Латвии, уничтоженные в Холокосте", вышедшей в 2010г. в Риге :" По воспоминаниям Ефимии Федотовны Васильевой, Белла, дочь торговца из Кастулины, летом 1941г. пришла на девичьи посиделки с желтой звездой на спине. Ее приняли, как обычно:"Ну, и что? У кого брошка спереди, а у кого "брошка" сзади". Когда Беллу убили, соседская девушка тоже пришла на посиделки в голубом платье. За лето голубенькое платье немного выгорело, и на месте, где была нашита звезда, осталось шестиконечное пятно. С этой девицей после этого никто не хотел общаться..." (С.15)
Беда, если совесть и память перестают функционировать.
Неумолимая статистика гласит, что перед войной в Латгалии проживало порядка 28 тысяч евреев, около 8 тысяч сумели бежать вслед за уходящей Красной армией и советскими партработниками. Из почти 20 тысяч подвергшихся нечеловеческим испытаниям Холокоста сумели выжить не более 400 человек; жертвам безумного террора не помогло ни знание латышского языка, ни высокие государственные награды, ни личные отношения с соседями.
В Латвии 136 официально признанных праведников спасли 150 евреев. Среди спасенных ветеринарный врач Абрам Бляхман с женой. В д. Шелеховка Бикирниекской волости он нашел убежище в староверской семье Каллистрата и Ульяны Григорьевых. Ульяна Ивановна (девичья фамилия Белогрудова) родилась и выросла в д. Белогрудово нынешней Граверской волости. Ее рассказы о пережитом остались в памяти родных и близких.
В заключение статьи хотелось бы напомнить слова еврейских хроникеров 17в. Все злодеи: грабители, насильники, убийцы - « да будет стерто ваше имя», все спасители и праведники мира - « да возвысится ваша слава».
Игорь Платонов, магистр истории.