Место для установки креста выбрано неслучайно. Рядом братское кладбище , где покоятся останки воинов советской армии, погибших на территории нашей волости с 1941 по 1945гг. и где установлены гранитные памятники "воинам -односельчанам" и " воинам-освободителям" от фашистских захватчиков. На этой же территории в 19-начале 20 веков располагалось кладбище для священников РПЦ МП и членов их семей, уничтоженное в 60-е годы прошлого века. Рядом находятся новообрядческая церковь и Гравёрская основная школа. Таким образом, мы можем говорить об уместном дополнении к сформировавшемуся историческому центру поселка Гравёры.
Мысль увековечить память воинов 1812г. витала давно. Юбилейные мероприятия , проходящие в этом году, подталкивали нас к активному воплощению идеи. Решение пришло как бы само собой, когда многие планы и проекты оказались неосуществимыми или непреемлемыми.
Сегодня, 19 сентября, памятный крест был освящен священниками РПЦ МП в присутствии гравёрцев и многочисленных гостей.
Что нам доподлинно известно о событиях той поры?
Во-первых, наличие одного " казачьего" и двух французских кладбищ говорит о военных действиях в районе мызы ( имения, а затем поселка) Гравёры. Они нанесены на карты и отмечены в латышской энциклопедии волостей . Ближайшее от нас захоронение французов находится в местечке Комбули, а по дороге из Извалты на Боровку находится каменный крест, установленный на могиле " русского офицера" ( сейчас мы точно знаем, что им был штабс-ротмистр Тенюков). Есть информация от " металлоискателей", что иногда им попадаются предметы обихода солдат 19 века или фрагменты французского и русского вооружения.
Во-вторых, сохранилось донесение майора Бедряги, оставленного с мобильным конным отрядом для наблюдения за перемещением французских войск, занявших крепость Динабург. Оно доступно на сайтах www.runivers.ru и www.book-old.ru. ; нужно искать книгу военного историка Николая Петровича Поликарпова " Труды Московского отдела Императорского Русского Военно- Исторического общества. Боевой календарь-ежедневник Отечественной войны 1812г. Т. IV. Часть 1., М. 1913 г.
Приведем фрагмент полностью.
30 июля ( 11 августа) вторник. " Стычка при почтовой станции Плакшта и при дер. Юзефово".
" Командир Сводного гусарского полка 9-й кавалерийской дивизии, состоявшего из четырех запасных эскадронов Елисаветградского и Изюмского гусарских полков, майор Изюмского гусарского полка Бедряга, выслал 30 июля штабс-ротмистра Тенюкова из мызы Гравера с летучим разъездом для разведок о неприятеле- " с строгим предписанием , дабы при встрече с неприятелем гораздо в большем количестве отступить назад к своему посту".
Штабс-ротмистр Тенюков , оставив на своем посту , в мызе Гравер, небольшую команду , направился с одним унтер-офицером и с 24 гусарами по дороге на почтовую станцию Плакшту и на дер. Юзефово и, встретившись при этой станции с разъездом из 40 прусских гусар, бросился смело на них в атаку, опрокинул, взял в плен 4 прусских гусар и, отправив их с двумя своими гусарами назад, двинулся далее по направлению к дер. Юзефову.
Не доходя до дер. Юзефово, разъезд штабс-ротмистра Тенюкова был встречен занимавшим в этой деревне наблюдательный пост эскадроном прусских черных гусар, спешившим " в сикурс" ( на помощь) отброшенным от почтовой станции Плакшты прусским гусарам, и " большим отрядом пехоты". Штабс-ротмистр Тенюков - " ни мало не уважая, бросился на оный сикурс, сам своеручно рубил и принудил ретироваться, но при отступлении неприятеля, по несчастию, прострелен в грудь пулею на вылет, от коей волею Божею помре".
Кроме штабс-ротмистра Тенюкова наша потеря выразилась еще одним убитым гусаром, двумя легко ранеными гусарами и двумя захваченными в плен тяжело раненными гусарами." ( стр. 253-254)
Н.П. Поликарпов дает сноску на первоисточник. В.У.А., отд. II, № 1883, л.210- рапорт майора Бедряги, 2 авг. 1812г. № 768, ген. графу Витгенштейну.
Рижский историк Олег Пухляк в своей, вышедшей совсем недавно, книге " Динабургская крепость в вихре 1812 года" также , практически дословно, приводит это донесение на стр.101.
Из донесения мы видим, что мыза Граверы использовалась как место стоянки русского боевого поста. Были и погибшие и тяжело раненые , которых, в случае смерти, могли затем захоронить у мызы ( своих у места расположения отряда, французов отдельно или даже на удалении). Осмелимся предположить, что стычек было все же больше. На эту мысль наталкивает второе захоронение в дер. Акменица и глухое устное предание о стычке возле деревень Дудели и Елинские.
В-третьих, практически все карты боевых действий того периода отмечают район от крепости Динабург в северном направлении как район партизанского движения. Возможно, что этим и объясняется отсутствие других донесений из частей регулярной армии о стычках с французами при наличии безымянных захоронений. Убитых партизан хоронили на местных кладбищах, а французам отводили заброшенные и непригодные участки земли - на холмах, возле болот и озер. Следует не забывать и о народных устных преданиях о случайных встречах с французскими солдатами, которые хотя и дошли до нас в сильно переработанном виде, тем не менее все же свидетельствуют о наличии таких встреч как таковых.
Особенно ценными картами являются : карта Витебской губернии 1821г., где отмечены как населенные пункты так и дороги, по которым французы пытались продвинуться в направлении крепость Динабург- Режица ; карта военного поселения Динабургского уезда 1830-х годов ( размещена на нашем сайте) , где отмечены все упомянутые в донесении майора Бедряги населенные пункты и дороги, которые, проходя по военному поселению, само собой подпадали под некий военный контроль ( район активных действий партизан 1812г.).
Остается лишь добавить, что как расположение военного поселения , так и район партизанского движения совпадают с местом расселения староверов в Динабургском старостве ( затем уезде). Мыза Граверы - область расселения староверов Ковалевской общины.
Установлен памятный крест,возможно, удастся прикрепить табличку с уточняющей информацией , но мы все же не теряем еще надежды на установку каменного большого памятника в честь воинов 1812г. А может быть этой историей заинтересуются и в Риге,... во французском посольстве ? И появиться памятник погибшим французским солдатам....
Игорь Платонов, магистр истории.