Забытый визит.
24 сентября Папа Римский Франциск посетил Латвию. Четверть века обратно, 8 сентября 1993г., в нашей стране с официальным визитом пребывал Папа Римский Иоанн Павел II. Посещения столь высоких гостей стали поистине знаменательными событиями в истории признания и развития молодого латвийского государства, праздником для верующих. Сегодня хотелось бы рассказать о визите представителя папского престола, который за давностью веков оказался незаслуженно забытым, хотя в свое время оказал большое значение на ход истории Балтии.
Антонио Поссевино (итал. Antonio Possevino,1534 — 26 февраля 1611) — секретарь генерала ордена Общества Исуса, папский легат в Восточной Европе, ректор падуанской академии. С 1581 по 1583 годы принимал деятельное участие в политической жизни Московского государства, Ливонии и Речи Посполитой. Впоследствии Поссевино написал исторические сочинения о своем визите, в частности, труд «Московия», опубликованный впервые в Вильно в 1586 году и небольшой трактат «Ливония», который был найден и опубликован лишь в 19в. Сохранились также некоторые его письма за данный период и протоколы Ям-Запольского перемирия.
Несколько слов о политической жизни того времени. Идет Ливонская война. Польский король Стефан Баторий одерживает ряд побед над Московией, и Иван IV вынужден приступить к мирным переговорам, для чего в августе 1580 года решает обратиться к папе Римскому Григорию XIII за посредничеством. Римская курия посылает для ведения переговоров иезуита Поссевино, который также пытается склонить Ивана IV к унии с католицизмом. Состоялись знаменитые богословские беседы, которые ничем не закончились, однако Ям-Запольское перемирие было заключено в феврале 1582г.
Легат Поссевино проехал по Ливонии, посетил Ригу, Дерпт (Тарту), Вильнюс. Его аналитический трактат «Ливония» дает бесценный материал для историков, политологов, этнографов, богословов и просто интересующихся.
Примечательно первое предложение: « Ливония принадлежит к народам Европейской Сарматии, находящейся на севере Европы, омывается Венедским заливом или Балтийским морем…». Далее автор пытается дать трактовку термину «ливонцы». Ссылаясь на историков того времени, он пишет: « Во время тирании цезарей отряд римлян, гонимый жестокостью правителей, покинул страну. Они получили название «ливонцев» от Либона (командира этого отряда). Доказательством этому может служить река Либа и город того же названия, расположенный при ее впадении в Балтийское море».
Перечислив христианских миссионеров, принесших свет нового учения местным жителям, Поссевино делает вывод: « Чтобы повсюду искоренить варварство, он (епископ моденский Вильгельм) основал орден, или товарищество, которое было названо воинством христовым, несущим знак Креста….Так появилась и распространилась в Ливонии христианская религия». Автор самокритичен: « …действия крестоносцев в Ливонии были настолько нечестивы, что все лучшие люди считали, что этот орден скорее нужно уничтожить до основания, чем поддерживать».
Появление лютеранства и попытки русских князей захватить Ливонию иезуит Поссевино объясняет воздаянием за грехи. « Рвение католических священников, больше заботящихся об охране дел человеческих, нежели духовных, также остыло, между тем как ересь набирала свои силы и самым основательным образом расшатала положение в этой области, славящейся своей плодородной почвой, сильными крепостями, воинской доблестью, к тому же столь удобной для ввоза и вывоза товаров по морю и рекам…богатства ордена, собранные дурными средствами, были до основания исчерпаны, и дела пришли в совершенный упадок».
Антонио Поссевино был не только резким критиком, сегодня его можно было бы назвать кризис-менеджером. Деятельный иезуит в своем трактате предлагал принять некоторые меры по улучшению ситуации. Во-первых, продолжить увеличение кадров собственно Ордена иезуитов на территории Ливонии. Тех «братьев», что есть в Риге, Вильно и Дерпте явно недостаточно.
Во-вторых, Поссевино был явно обеспокоен демографической ситуацией в Ливонии, которая к тому моменту казалась критической. «…Еще нужно решить на деле, а не путем долгих рассуждений, кого именно, каким образом и с помощью кого нужно привезти из числа католиков». Автор предлагал поискать будущих колонистов в Валлисе, области между Швейцарией и Италией, где много мастеров и ремесленников, готовых переселиться хоть куда. По его мнению, очень необходимы в Ливонии были в то время врачи, купцы и типографы.
Большие надежды иезуит Поссевино возлагал на образование, увеличение количества школ, семинарий, типографий. Знать молитвы - это хорошо, но также необходимо знать Священное Писание и разбираться в богословских тонкостях христианского учения, знать историю церкви Христовой, с помощью диспутов и соответствующей литературы уметь подавлять и наставлять еретиков и заблудших.
Поссевино много сил прилагал также в деле обороноспособности Ливонии. Его послания духовным и светским руководителям проникнуты неподдельной заботой о сохранности католического форпоста у границ Московии. Надо помнить, что многие формулировки Ям-Запольского перемирия написаны или подсказаны именно папским легатом. Одна из статей гласит: « К тому же великий государь наш, царь и великий князь русский Иван Васильевич не должен учинять войн, препятствий и обид и не вести войну против земли Курляндской, а также земли Ливонской: против города Рига…, Режица, Луза,…Курслов (Краслава)…».
Можно поставить вопрос: что же из предложенного иезуитом осуществилось? Во-первых, орден Общества Исуса активно трудился в Латгалии, первые упоминания о Аулеи и Извалте относятся к первой половине 17в., известны их коллегии в Краславе и Даугавпилсе, первые школы в Латгалии опять- таки стали открывать иезуиты. Во-вторых, деятельное участие на ниве богословия и просвещения принял орден доминиканцев, заложивший столь почетаемый сейчас храм в Аглоне. В-третьих, польские помещики, владевшие землями в Латгалии, стали переселять из своих белорусских, литовских и польских владений крестьян и ремесленников, размещать бегущих от религиозных гонений в Московии староверов, бегущих от геноцида на Украине евреев, улучшив тем самым демографическую ситуацию в регионе.
Труды Антонио Поссевино издавались Московским университетом в 1983г., доступны в интернете. Многое из написанного иезуитом 16в. требует критического прочтения и пересмотра, однако, на наш взгляд, сам трактат в целом не потерял актуальности до сих пор.
Игорь Платонов.
|