Отношение государственной власти к старообрядческим
общинам Латвии (1944-1964)
Начиная с 1944 года, когда территории Латвии
вошли в состав СССР, произошел ряд
изменений, которые повлияли не только на экономический и социальный, а также на
духовный аспект развития общества.
В то время в Советском Союзе активно
пропагандировался атеизм, который позволял государственной власти
контролировать не только мощную и влиятельную институцию – Церковь, а также
народ. Следует отметить, что сама концепция Советского Союза, как и любого
другого тоталитарного государства, уже
изначально полностью опровергала любую религию. Так, исследователь В.Цаплин
отметил, что тоталитарное государство по своей сущности и является неким
подобием религии – одной из главных
задач тоталитарного режима было заменить традиционную религию и Бога на
тоталитарную идеологию и диктатора.
Таким образом, позиционируя собственную тоталитарную
идеологию как единственную, тоталитарная власть не могла относиться лояльно к
Церкви – институции, которая представляла и развивала в обществе совершенно
отличные от тоталитарной идеологии, ценности и образ жизни. Коммунизм не как
социальная система, а скорее как своеобразная религия, яро боролся против
традиционной религии, так как хотел полностью ее заменить – во всех областях,
не ограничиваясь только социальным аспектом.
В военные годы правительство СССР снизило
давление на религиозные организации, так как государству требовалась поддержка
и сплоченность общества. Однако, в 1944 году в государственной церковной
политике произошли значительные изменения.
В 1944 году в Латвийской ССР был основан Совет по делам религии и культов про Совете
Министров СССР. Данная институция поддерживала контакты между правительством
СССР и центрами религиозных организаций, а также информировала ЦК Компартии и
КГБ о деятельности религиозных организаций. Во главе Совета стоял
Уполномоченный по делам религии, именно он разъяснял государственным
институциям специфику применения законов, принимал административные решения,
связанные с открытием или закрытием храмов, регистрацией новых служителей
культа, выдачей разрешения на командировку в другой храм и прочее.
Стоить отметить, что, по сути, Уполномоченный являлся связующим звеном между
общинами и государственным аппаратом.
Усиленная
борьба против религии началась с сентября 1944 года, когда ЦК КПСС
призвал уменьшить влияние религии в обществе, используя усиление
антирелигиозной пропаганды. Таким
образом, начавшись на территории Советской России, борьба против религии
распространилась и на территориях Советских Республик, в том числе и в Латвии.
Курс церковной политики был обусловлен не
только общим курсом и основными догмами политики СССР, но и также личными
планами, интересами конкретного вождя, а также его личностным отношением к
Церкви и религии. Так, например, положение
Церкви очень сильно отличалось, сравнивая времена правления Сталина и
Н.Хрущева.
Анализируя отношение к Церкви со стороны
правительства Сталина, следует отметить, что главной целью режима Сталина было
установить жесткий контроль во всех областях, в том числе и в религиозных
вопросах. Осуществляемый контроль позволял Сталину следить за религиозностью
общества, а также давал возможность использовать религию как легко управляемое
оружие для достижения собственных целей. С 1945 года в прессе, на радио и в
других источниках была заметно усилена антирелигиозная пропаганда. Также важным
моментом контроля религиозных организаций была национализация всего им
принадлежащего имущества. Так, например, у Рижской Гребенщикоской
старообрядческой общины отняли не только все здания и земельные участки, а
также скопленный капитал в размере 6000000 рублей. С
одной стороны государство не ликвидировало общины и давало возможность
продолжать свою деятельность, хоть и ограниченно, но с другой стороны,
создавало такие условия, что порой, существовать и продолжать развиваться
общинам было просто невозможно. Через несколько лет, а именно в 1947 году
последовал закон о запрете благотворительной деятельности,
также усилился контроль над действующими общинами. Здесь следует отметить, что
жизнь старообрядческих общин была жестко контролируема – все данные о
деятельности общин требовалось сдавать в исполнительные комитеты, а именно,
списки Двадцатки с паспортными данными всех ее членов, данные о исполнении треб
и богослужений, данные о количестве прихожан и пожертвованиях и прочее.
В новых политических условиях верующие
чувствовали себя опасливо. Многие, опасаясь репрессий не решались открыто
показывать свою причастность к общине. Так, в 1947 году, когда пришло время
перерегистрации Екабпилской общины, из 150 верующих семей только 39 подписались
за сохранение общины. В начале 1950-х годов храм стал еще пустее – в большие
праздники в храме могло собраться около 40 человек, однако воскресные службы
посещало еще меньшее количество верующих – всего около 10.
В 1948 году заинтересованность в роли Церкви
на международной внешнеполитической арене упала, и вместе с тем заметно
усилилось давление на религиозные организации. В этом же году вышел запрет на
проведение крестного хода за пределами храма, были запрещены духовные концерты,
проведение богослужений в публичных местах.
Однако, основываясь на фотоматериалах следует отметить, что религиозные
праздники не были контролируемы или ограничены – в общинах проводили крестные
ходы, в которых принимали участие как пожилые, так и молодые верующие, а также
дети.
Чтобы усилить давление на Церковь и
уменьшить ее влияние в обществе, во многих городах открывали Дома научного
коммунизма, усиляли атеистическую пропаганду, преследовали коммунистов, которые
не отреклись от религии… В 1951 году правительство предприняло очередную
попытку – были подняты налоговые ставки для религиозных организаций, по новому
закону налогом стали облагаться даже пожертвования духовенству и выплаты
служащим общин.
Следует отметить, что Сталин старался интегрировать
Церковь в государственную систему, с ее помощью пытался достичь своих целей на
международной арене. Именно этим обусловлена внешняя лояльность вождя по
отношению к религиозным организациям. Однако стремление контролировать Церковь
и осадить ее позиции стало наиболее явным после 1948 года, когда из
политического инструмента Церковь превратилась в конкурирующий элемент, влияние
которого следовало уменьшить. Кристина Новикова, магистр истории.
|