Часть 2. В отличии от Сталина, Н.Хрущев в борьбе против Церкви основывался больше на идеологических аспектах . Новый вождь яро верил в построение коммунистического общества, в котором не было места религии. Однако, чтобы сохранить мнение о " хрущевской либерализации", поднять авторитет СССР в Европе, были сделаны шаги,
свидетельствующие об улучшении положения Церкви в СССР. Но следует отметить,
что это была искусственная, наигранная либерализация, по крайней мере в том,
что касалось вопросов религии. В то же время, 1955-1957 годы были одними из
благополучных – открывались церкви, была разрешена публикация литературы
религиозного характера, понемногу возвращалось финансирование религиозных
организаций.
Изменения были заметны также на примере
старообрядческих общин. Статистические данные свидетельствуют о том, что в
период с 1954 по 1956 год количество моленных увеличилось с 69 до 74, а
количество зарегистрированных наставников
увеличилось с 54 до 60.
Год
|
Кол-во зарегистрированных
моленных
|
Кол-во зарегистрированных
наставников
|
1954 год
|
69
|
54
|
1956 год
|
74
|
60
|
Открытая религиозная жизнь не была
одобряема, все-таки правительство пыталось ее ограничивать и контролировать.
Однако, это не касалось внутренней жизни религиозных организаций. Иногда,
общины могли даже получить помощь со стороны государственных институций. Так, в
1956 году Лиепсалская старообрядческая община, здание которой находилось в
аварийном состоянии и нуждалось в срочном ремонте, обратилось за помощью в
предоставлении материала для ремонта – в ответ на просьбу, Исполнительный
Комитет Крустпилского района выделил общине 15 м3 дерева.
1957 год был годом начала усиленной
атеистической пропаганды. Для сравнения – в 1956 году в СССР было прочитано
1875 лекций, а в 1957 году – 3875.
Наравне с усилением пропаганды, усилился также контроль над общинами. После
проведения очередной проверки зарегистрированных старообрядческих общин в
Латвии были выявлены и устранены некоторые нарушения. Например, констатировали,
что Эзермуйжская старообрядческая община, которая строила моленную, не была
зарегистрирована по правилам – в результате строительные работы были
прекращены, а моленная была ликвидирована.
В сравнении с политикой Сталина, следует
отметить, что борьба против Церкви в 1960-1960-ые годы ожесточилась, стала
более непримиримой. В 1958 году вышел закон о запрете паломничества,
государственные библиотеки „чистились” от литературы религиозного содержания, были внесены
запреты также на звон церковных колоколов, в некоторых случаях запрещали
проводить ремонтные работы в церквях и моленных. Правительство продолжало
давить на Церковь также и с финансовой стороны – в сравнении с 1945-1955 годами
в два раза повысили налог на землю (включая также территории церковных
кладбищ), в два раза также был поднят налог на доходы свечных мастерских.
В обществе царила атеистическая атмосфера и
не всегда молодежь имела смелость противостоять официальной линии
правительства. Если люди в возрасте редко отказывались от веры, то молодые люди
не всегда были готовы рисковать учебой или работой. Так, социологические
исследовали, проводимые в 1960-1970-х годах показали, что молодые люди в
возрасте 18-25 лет составляли всего 2% от всех членов Латвийских
старообрядческих общин.
Эти цифры подтверждают слова наставника Резекненской Кладбищенской общины
Василия Быстрова, который отметил, что „ В храм ходили только люди в преклонном возрасте, для
молодежи путь к Богу был закрыт.”
Однако следует отметить, что успехи столь
активной антирелигиозной пропаганды были минимальны, по крайней мере, говоря о
старообрядческих общинах. Анализируя деятельность Кампишской старообрядческой
общины с 1951 по 1963 год, следует отметить, что большее количество прихожан отмечено в 1963
году, количество крещений в 1957 году было в два раза больше, чем в 1951-1953
годах. Кристина Новикова, магистр истории.
|