Стихи
Максима Васильевича Подскочего ( ок.1886- август 1941гг).
Многим исследователям Староверия Латвии известен факт издания Максимом Подскочим за собственные деньги сборника стихов, однако, сами тексты до настоящего момента были недоступны. Отсюда слухи, домыслы, путаница.
Дату рождения мы ставим согласно переписи населения 1897г.; на мемориальной стене , что установлена на аглонском братском кладбище выбита иная дата рождения - 1895г. Вопрос требует дополнительной доработки.
Клавдия Максимовна, дочь староверского поэта, 25 октября 1977г. любезно подарила нашей школе экземпляр стихов отца с надписью : " Следопытам Граверской школы. Храните и помните."
Сегодня мы начинаем публикацию стихов нашего земляка. Обложка книжки утеряна, поэтому по доступному нам экземпляру назвать точный год выхода сборника не представляется возможным. Согласно уточненным данным, сборник стихов увидел свет в 1928 г.
На первых трех страницах " Предисловие". Далее 15 стихов и оглавление.
Предисловие.
В типографии , где я по обязанности редактора издательства " Литература" часто бываю, мне показали рукопись, подготовленную к изданию книжку стихов, написанных латгальским крестьянином. Вскоре он пришел сам и мы познакомились.
Автор книжки стихов Максим Васильевич Подскочий , крестьянин деревни Сампаново, Двинского уезда.
Первоначальной грамоте М.В. обучался в сельской церковно-приходской школе. С 15 лет он уже помощник семьи, рабочий на постройках. Строительным делом он занимается и в настоящее время. Сам коренной латгалец, он и все свои стихи посвящает тоже Латгалии, латгальским нуждам, горю, бедности и всякого рода несчастьям и несправедливостям судьбы - исторической.
И вот мы разговорились с этим человеком, решившимся издать книжку на свой собственный счет,- не всякий на это пойдет по нынешнему времени,- и он рассказал мне много интереснаго , хотя кому же неизвестны желания, и чаяния, и стоны латгальского крестьянина?
В разговоре , М.В., узнав, что я автор книги " Русские Самородки", много писавший о крестьянстве и его нуждах, а где и как было возможно, и в моих силах защищавший угнетенное крестьянство, М.В. и попросил меня прочитать его книжку и написать к ней предисловие. Его просьбу я теперь и исполняю с удовольствием.
Само собой понятно, что писать об этой книжке нужно не с точки зрения поэтическаго искусства и оценивать эти стихи следует только как голос изстрадавшегося человека, который решился публично разсказать о своих горестях, а это, ведь, горести не его одного , а всех его соседей, всех латгальских крестьян, и, может быть, предисловие к этой книжке лучше всего было бы написать кому нибудь из наших русских депутатов.
Так, вот,о чем же разсказывает в своей книжке Подскочий?
Кому не известно, что если и есть в Латвии беднота, то это только латгальское русское крестьянство. Все крестьянство в Латвии живет зажиточно и только латгальский крестьянин еще до сих пор несет ярмо безпросветной тьмы, нужды и голода. В то время , как все остальное крестьянство , имея достатки, посылает своих детей в университет, дети русскаго крестьянина ходят с вспухшими животами от голода. Причин очень много и об этих причинах мы не раз слыхали из уст русских депутатов в Сейме и читали во всех газетах, не зараженных ядом шовинизма.
Главной причиной нужды латгальскаго крестьянина , конечно, является раздел земли и этот раздел автор настоящей книжки изобразил в стихотворениях " Фирс и раздел земли" и " Разверстка на хутора".
М.В. Подскочий - старообрядец, а потому у него много стихотворений посвящено старообрядчеству вообще и Седьмому старообрядческому съезду в частности.
Подскочий хорошо знает местные нужды, болеет за них душой и и его книжка несомненно будет иметь успех среди латгальскаго крестьянства , для котораго она собственно и назначается. Но она, быть может, сыграет роль и некоего возбудителя, поднявшаго и обратившаго еще раз общее внимание на больной вопрос Латвии, - вопрос, нудающийся в разрешении, притом, - неотложном. Когда это , наконец, произойдет, и латгальский крестьянин станет легче дышать, то в комплексе сил и влияний, способствующих этому исполнению, вспомянется и голос М.В. Подскочаго, его стонущая, но и протестующая книжка.
В.Гадалин.
Х Х Х ( С.7)
Вперед! Нет места для страха,
В бурю не бойся грозы.-
На плечах есть рубаха
Бодро и смело гляди...
Закалися как сталь
В неравном бою.
Не нужна - прочь печаль,
В чуже-дальном краю.
Бурь не мало над нами витало,
И гром мощно и долго гремел.
Много веков наше племя стонало
Стал яснее и жизни удел.
Лишь не бойся тернистой дороги,
В мир без страха ты смело иди.
Все мы грешны, ведь не боги...
На пошлом житейском пути.
Если зло переможем,
Терпеливым и верным трудом,
Пережитое все подъитожем-
И спокойными в землю уйдем.
Тексты опубликовал Игорь Платонов, магистр истории.
|